Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции
по проекту федерального закона N 42406-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части регулирования отношений, связанных с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами"
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, Г.Ю. Семигиным, В.К. Гартунгом, А.А. Кузнецовым, Я.В. Лантратовой, А.А. Ремезковым, А.В. Терентьевым, Ф.С. Тумусовым, И.А. Ананских, А.А. Вассерманом, сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой
(утв. решением Комитета Государственной Думы по защите конкуренции от 17 февраля 2022 г. N 29)
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрел проект федерального закона N 42406-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части регулирования отношений, связанных с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами" (далее - законопроект N 42406-8), одновременно с альтернативным ему проектом федерального закона N 42999-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", внесенным Правительством Российской Федерации (далее - законопроект N 42999-8), и отмечает следующее.
Законопроектом N 42406-8 предлагается признать утратившим силу пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), в соответствии с которым Федеральный закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг (далее - закупок) у юридических лиц, признаваемых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации взаимозависимыми с ним лицами.
В пояснительной записке к законопроекту N 42406-8 необходимость принятия законопроекта обосновывается тем, что организации (заказчики) активно реализовывают схему уклонения от регулирования закупок путем выкупа доли или акций юридического лица, являющегося поставщиком. В связи с чем предлагается принять законопроект N 42406-8 в целях повышения эффективности и прозрачности процедуры государственных закупок, а также существенной экономии бюджетных средств.
Предлагаемый к исключению из регулирования пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ был введен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятие данного пункта было обусловлено необходимостью повышения эффективности закупочной деятельности заказчиков, имеющих сложную вертикально-интегрированную структуру организации бизнеса, снижения временных, трудовых и финансовых издержек, а также обеспечения бесперебойной работы в рамках единого производственного цикла.
На рассмотрении в Государственной Думе находится также законопроект N 42999-8, который предполагает внесение изменений в пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона, ограничивающих субъектный состав взаимозависимых с заказчиком лиц и предусматривающих, что такие лица могут быть:
юридическими лицами, в отношении закупок которых распространяется действие Федерального закона N 223-ФЗ (в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ);
иными юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации взаимозависимыми с заказчиком лицами, если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса, при условии, что перечень таких юридических лиц определен правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Правительство Российской Федерации в пояснительной записке к законопроекту N 42999-8 также отмечает наличие проблематики, связанной с реализацией пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона. Согласно указанной пояснительной записке Минфин России отмечает существенное увеличение объема закупок, осуществляемых у взаимозависимых лиц, по результатам мониторинга применения крупнейшими заказчиками положений пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ. Признается, что в ходе применения указанного положения Федерального закона N 223-ФЗ в настоящее время не обеспечивается прослеживаемость и имеется риск намеренного ухода от применения Федерального закона N 223-ФЗ, что негативно сказывается на состоянии конкуренции в сфере закупок, а также не позволяет распространить на такие закупки положения, связанные с обязательной минимальной долей закупок отечественной продукции (работ, услуг) и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с чем вводимые законопроектом N 42999-8 условия направлены на исключение возможности необоснованного применения действующих положений пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ.
Комитет поддерживает необходимость решения задачи, определенной законопроектами N 42406-8 и N 42999-8.
Вместе с тем полное исключение пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ не учитывает закупки компаниями в рамках одного холдинга (холдинговой компании и дочерние общества), в рамках которых нецелесообразно дублирование закупочных процедур.
В связи, с чем целесообразно вместо полного исключения ограничить применение пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ только осуществлением заказчиком закупок у дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит такому заказчику.
При этом с учетом концепции законопроектов представляется возможной соответствующая доработка законопроекта N 42999-8, который нуждается в таковой в связи с сохраняющимися в нем рисками недостижения цели законопроекта - исключения возможности необоснованного применения действующих положений пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции поддерживая концепцию законопроекта 42999-8 при условии его доработки в соответствии с заключением Комитета по законопроекту 42999-8 рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект N 42406-8.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.