Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на наделение таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж и предусмотренных частью первой статьи 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и частью первой статьи 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса Российской Федерации.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения уголовно-процессуального законодательства с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФТС России и МВД России.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77% совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел.
В результате орган дознания таможни возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение не более 10 суток неотложные следственные действия и направляет по подследственности в следственное подразделение органа внутренних дел МВД России для производства предварительного следствия. Всего за период с 2019 по 2021 годы в следственные подразделения МВД России передано свыше 3 600 сообщений о преступлениях и уголовных дел, связанных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, из которых около 1 300 - той категории преступлений, которые предлагается отнести к компетенции таможенных органов.
Несмотря на незначительную долю приведенного количества сообщений о преступлениях и уголовных дел от общей нагрузки следственных органов МВД России расследование таких преступлений требует выделения особых ресурсов: следователей и оперативных работников, имеющих значительный опыт в сфере противодействия преступлениям в экономической сфере, связанным с осуществлением международных финансовых и иных банковских операций, таможенных и налоговых правоотношений, закупки для государственных нужд и т.п.
Уголовное судопроизводство по указанным сообщениям о преступлениях и уголовным делам характеризуется значительным объемом подлежащих выполнению следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-разыскных мероприятий, что осложняется широкой географией их проведения, поскольку места совершения валютных операций зачастую находятся на значительном удалении от мест фактического совершения преступной и связанной с ней хозяйственной деятельности.
В результате наиболее опытные должностные лица следственных и оперативно-разыскных подразделений МВД России максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел и препятствует наиболее эффективному распределению сил и средств.
Передача сообщений о преступлении или уголовного дела из таможенного органа, которым проведена масштабная работа по выявлению и документированию преступления, как правило, осуществляется в следственный орган, расположенный в другом регионе (по месту совершения финансовых операций, а не ведения хозяйственной деятельности), что затрудняет и замедляет взаимосвязь и непрерывность процессов документирования преступной деятельности.
Таможенные органы выявляют указанные преступления по результатам осуществления функций органа валютного контроля, проводят оперативно-разыскную деятельность и производят неотложные следственные действия по закреплению следов преступления, а также ведут расследование по делам об административных правонарушениях, совершаемых в нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации теми же субъектами, которые фигурируют в передаваемых в следственные органы уголовных делах и материалах.
Наработки таможенных органов по противодействию незаконным валютным операциям в рамках проведения валютного контроля, а также в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности, производства неотложных следственных действий, наличие достаточного количества специалистов в указанной сфере и необходимого информационного обеспечения, в том числе в части таможенного оформления товаров, создают благоприятные предпосылки к реализации указанного потенциала в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж в рамках расследования уголовных дел. При этом отсутствие у таможенных органов полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц.
Внесение предлагаемых изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории. В то же время законопроектом предусмотрено сохранение возможности предварительного следствия следователями органа, выявившего эти преступления. Аналогичный порядок действует в настоящее время в отношении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 2001 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов).
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФТС России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, без выделения дополнительных средств на указанные цели, путем перераспределения установленной численности и бюджетных ассигнований на ее содержание.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации " не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.