Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 22 марта 2022 г. N 19/1
на проект федерального закона N 49269-8 "О гражданстве Российской Федерации"
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Комитете рассмотрен проект федерального закона N 49269-8 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект), внесённый Президентом Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях приведения законодательства о гражданстве Российской Федерации в соответствии с изменениями в Конституции Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 года, и направлен на последовательную реализацию Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Новым законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами (далее - упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации).
Прежде всего речь идет о лицах, являющихся нашими соотечественниками - гражданами бывшего СССР, их детьми, участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В число лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации, включены также лица, которые имеют проживающих в России близких родственников - граждан Российской Федерации.
Лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах Государственной границы Российской Федерации), также получают право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации без прохождения процедуры признания их носителями русского языка.
Особо следует отметить обновленный институт признания гражданином Российской Федерации, который распространяется на более широкий круг лиц. Это не только граждане бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. В соответствии с законопроектом российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории Российской Федерации (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (территории РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Согласно законопроекту наличие у этих лиц иностранного гражданства не является основанием для отказа в признании их гражданами Российской Федерации.
Возможность упрощенного приобретения гражданства Российской Федерации предусматривается также для лиц, которые до сих пор были вынуждены использовать непростую процедуру восстановления сроков подачи заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации через Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
В ведении Президента Российской Федерации предлагается оставить только прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке, который будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим - комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения. Например, наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации. Также указанный порядок распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР (в действующей редакции данная категория принимается в гражданство в упрощенном порядке).
Кроме этого, Президент Российской Федерации в гуманитарных и иных целях может определить другие категории иностранцев, принимаемых в российское гражданство без учета всех или отдельных общих требований. К этой категории могут быть отнесены граждане Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Украины, а также категории, которые в настоящее время определены Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" и от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
К таким требованиям в законопроекте отнесены:
- знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;
- срок постоянного проживания на территории России не менее пяти лет;
- обязательство соблюдать российское законодательство, отсутствие социально-конфликтных ситуаций в определенный период
проживания на территории нашей страны.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации наделяются МВД России и МИД России. Передача полномочия главы государства по принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти сократит срок рассмотрения вопросов гражданства (с одного года в рамках действующего общего порядка приема в гражданство Российской Федерации до трех месяцев) и в целом обеспечит более логичное функционирование системы принятия этих решений.
Законопроект содержит положения, устанавливающие возможность упрощенного приобретения гражданства Российской Федерации лицами, которые получили паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации, но не приобрели российское гражданство в установленном порядке. Данные положения концептуально схожи с положениями действующего Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Однако в законопроекте содержатся новации: его положения в этой части распространяются на лиц, которые получили паспорт гражданина Российской Федерации до дня вступления в силу положений законопроекта (в настоящее время - до 1 января 2010 г.). При этом наличие у них иностранного гражданства или документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, не является основанием для отказа в приеме в гражданство Российской Федерации.
Изменения коснутся и прекращения гражданства России. Вместо отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, предлагается передать МВД России, что обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. В отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, решения о прекращении гражданства Российской Федерации, как и ранее, будут приниматься МИДом России.
В соответствии с законопроектом Президент Российской Федерации принимает решения о прекращении гражданства Российской Федерации детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных (удочеренных) ими, независимо от места проживания таких детей в целях обеспечения защиты их прав и интересов. Все лица, гражданство Российской Федерации которых было прекращено по инициативе их родителей (усыновителей), имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации в течение пяти лет после достижения возраста 18 лет.
Прекращение гражданства Российской Федерации по всем иным основаниям (совершение преступления, использование подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений) подлежит обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации. Это позволит повысить уровень защищенности граждан Российской Федерации в связи с принятием в отношении их решений о прекращении гражданства Российской Федерации и учесть все обстоятельства при принятии таких решений.
Законопроект устанавливает десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство Российской Федерации.
Законопроектом расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Решения о прекращении гражданства в таком случае планируется выносить вне зависимости от времени совершения преступления.
В законопроекте урегулирован вопрос оформления гражданства Российской Федерации (подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации по рождению) и предусмотрена выдача лицу, не достигшему возраста 14 лет, документа, подтверждающего наличие гражданства Российской Федерации.
Определены основания и порядок установления факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. Предусмотрено, что информация об установлении факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации должна вноситься в банк данных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и включаться в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом установление факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации имеет статус самостоятельного решения по вопросам гражданства Российской Федерации, что предполагает возможность его обжалования в судебном порядке. Законопроект содержит положения об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации и гражданство Российской Федерации, - паспорте гражданина Российской Федерации. Установлены сроки действия паспорта, основания признания его недействительным, случаи и условия его изъятия, предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации.
Порядок установления факта оформления паспорта на основании поддельных, подложных или недействительных документов либо заведомо ложных сведений определяется нормативным правовым актом МВД России.
Урегулированы вопросы, касающиеся порядка и процедуры рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено, что в случае наличия в заявлении по вопросам гражданства Российской Федерации описок и опечаток оно может быть возвращено заявителю для их устранения без отклонения заявления. Кроме того, уточняются правила повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации после отклонения
Из основных новелл новой редакции следует отметить следующие:
1. Исключение из требований к соискателям российского гражданства подтверждения ими законного источника средств к существованию.
2. Исключение института восстановления в гражданстве Российской Федерации.
3. Трансформация института отмены решений о приеме в гражданство в два самостоятельных основания прекращения гражданства России - вследствие совершения преступлений и при установлении факта предоставления подложных документов или сообщения ложных сведений заявителем.
4. Закрепление в законе процедуры прекращения рассмотрения заявления по вопросам гражданства, в том числе, в связи со смертью заявителя или по личному заявлению.
5. Детям, усыновленным гражданами России, будет оформляться российское гражданство по рождению независимо от даты усыновления.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет. Замечания юридико-технического характера будут учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по международным делам поддерживают концепцию настоящего законопроекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 49269-8 "О гражданстве Российской Федерации" и предлагает принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
К.К. Тайсаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.