Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 7 апреля 2022 г. N 5.1-01/759
по проекту федерального закона N 71087-8 "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай", принятому Государственной Думой 5 апреля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 февраля 2022 года (N 71087-8).
Федеральным законом ратифицируется Соглашение, подписанное в городе Москве 22 сентября 2021 года, которое направлено на создание правовой базы российско-уругвайского сотрудничества в сфере социального обеспечения.
Соглашением регулируются отношения, связанные с получением социальных выплат гражданами Договаривающихся Сторон (далее - Стороны) и членами их семей, а также беженцами и членами их семей, статус которых определен международными договорами. Соглашение применяется к указанным лицам, если они подпадают или подпали под действие законодательства Сторон. В Российской Федерации Соглашение распространяется на пенсии в связи со старостью, инвалидностью, потерей кормильца, право на которые обусловлено наличием страхового стажа и уплатой страховых взносов, включая доплаты и иные выплаты к ним; накопительные пенсии и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений; социальные пенсии; социальное пособие на погребение (данные выплаты обозначаются в Соглашении термином "пособие").
По условиям Соглашения (статьи 5, 6) в случае переезда застрахованного лица с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания выплата пособий продолжается Стороной, их назначившей, а при переезде на постоянное место жительства в третье государство выплата пособий осуществляется по выбору лица (Российской Федерацией - на ее территории либо переводится на территорию Восточной Республики Уругвай).
Соглашением предусматривается распределение финансовой ответственности Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные на их территории. В его статье 10 закрепляется, что каждая Сторона определяет право на пенсию исходя из страхового стажа, приобретенного в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено Соглашением (это же правило согласно статье 14 Соглашения применяется при исчислении размера пенсии). В случае, если страхового стажа, приобретенного по законодательству Стороны, назначающей пенсию, недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Стороны, а также третьего государства, с которым Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении. При определении права на пенсию и при исчислении размера пенсии по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством и на территории бывшей РСФСР. При этом не учитываются периоды страхового стажа, приобретенные на территории других бывших республик СССР и третьих государств.
В отношении социальных пенсий Соглашением устанавливается положение, согласно которому такие пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с российским законодательством при условии неполучения пособия по законодательству Восточной Республики Уругвай (статья 15).
Уполномоченными органами Сторон по реализации Соглашения являются: в Российской Федерации - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; в Восточной Республике Уругвай - Министерство труда и социального обеспечения и, по делегированию полномочий, Банк социального обеспечения (БСО). Применение законодательства Сторон в отношении выплаты пособий возлагается на компетентные учреждения. В соответствии со статьей 17 Соглашения уполномоченные органы Сторон, компетентные учреждения Сторон взаимодействуют друг с другом по всем вопросам, связанным с реализацией Соглашения, в том числе в электронном виде, и оказывают содействие безвозмездно. Предусмотрено, что уполномоченные органы Сторон заключат соглашение по применению Соглашения.
Согласно переходным положениям Соглашения (статьи 23, 24) право на пособие в соответствии с Соглашением возникает с даты его вступления в силу. При этом размер пенсии, установленной до вступления Соглашения в силу, может быть пересмотрен. В этом случае ее размер не может быть меньше размера, установленного до такого пересмотра.
Соглашение вступает в силу в первый день второго месяца после истечения месяца, в котором состоялся обмен ратификационными грамотами (статья 25).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем установленные российским законодательством (например, в части, касающейся определения права на пенсию), а также поскольку Стороны условились о его последующей ратификации. Кроме того, предметом Соглашения являются права человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 20 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.