Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики") (внесён Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики" по итогам анализа практики применения Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ).
Концептуально поддерживая развитие законодательства для реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики", Комитет отмечает следующие замечания к законопроекту.
Проектируемой частью 7 статьи 4 Федерального закона N 119-ФЗ устанавливается, что заявления, подаваемые гражданами в рамках указанного федерального закона и подписанные электронной подписью, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью. Также данная норма устанавливает требования к электронной подписи, которой должны быть подписаны такие заявления. При этом, проектируемая норма не регулирует вопросы подачи соответствующих заявлений и способов их направления. Вместе с тем, далее по тексту законопроекта неоднократно делается отсылка к проектируемой норме с указанием на то, что подача заявления должна быть осуществлена указанным в данной норме способом. Следует уточнить нормы законопроекта в данной части, например, указав, что подача заявления осуществляется в форме электронного документа, подписанного в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 4 Федерального закона N 119-ФЗ. Также целесообразно данную норму распространить сразу на все возможные случаи подачи заявлений в форме электронного документа и не дублировать отсылочные нормы по тексту законопроекта.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона N 119-ФЗ частями 5.1 - 5.3, которыми планируется урегулировать вопрос о подаче уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) или в уведомлении об окончании их строительства или реконструкции (далее - уведомление об окончании строительства) при отсутствии на соответствующей территории утверждённых правил землепользования и застройки.
Вопросы о подаче уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома регулируются статьёй 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 7 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку:
1) соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным законодательством;
2) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные выше органы публичной власти направляют застройщику способом, определённым им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке.
Согласно части 10 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным законодательством;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок
Помимо этого, следует обратить внимание, что Федеральный закон N 119-ФЗ позволяет землепользователю самостоятельно определить вид разрешенного использования земельного участка случае, если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территории, применительно к которой не утверждён градостроительный регламент. Таким образом, указанный федеральный закон не ограничивает возможности по использованию земельного участка в случае, если для соответствующей территории не утверждены правила землепользования и застройки. Иными словами, отсутствие утверждённых правил землепользования и застройки не может повлиять как на выбор вида разрешенного использование земельного участка, так и на проверку соответствия планируемого строительства установленным требованиям градостроительного регламента.
Учитывая изложенное, по мнению Комитета, оснований полагать, что отсутствие утверждённых правил землепользования и застройки является основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо препятствует направлению застройщиком такого уведомления, не имеется. Кроме того, принятие указанных норм требует корреспондирующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Таким образом, предлагаемое законопроектом регулирование в данной части представляется избыточным.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает принятие законопроекта при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.