Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики"),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2022 г. (протокол N 18, пункт 103) рассмотрел проект федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предлагаются изменения, направленные на совершенствование порядка предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики", порядка направления гражданами заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в собственность или аренду.
Также Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в отношении земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с данным Федеральным законом (далее - земельный участок, предоставленный гражданину), устанавливаются особенности осуществления градостроительной деятельности.
В частности в отношении территорий, применительно к которой не установлен градостроительный регламент (в отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки и документации по планировке территории) вводится особый порядок и случаи, при которых допускается направление гражданину уведомления о соответствии параметров строительства индивидуального жилого дома или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких индивидуального жилого дома или садового дома на земельном участке, предоставленном гражданину (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
Предусматривается, что в указанном случае таким уведомлением будет подтверждаться соответствие параметров строительства индивидуального жилого дома или садового дома обязательным требованиям к таким объектам, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующими на дату поступления от гражданина уведомления о планируемом строительстве. Кроме того, уведомлением о соответствии построенного индивидуального жилого дома или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности предлагается подтверждать соответствие параметров построенных индивидуального жилого дома или садового дома обязательным требованиям и параметрам, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Кроме этого, законопроектом предлагается предоставить уполномоченным органам право по своей инициативе образовывать земельные участки в упрощенном порядке с использованием информационной системы для предоставления гражданам земельных участков "На Дальний Восток" (далее - информационная система) (подпункт "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта).
Концептуально поддерживая развитие законодательства для целей реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики", необходимость упрощения строительства гражданами индивидуальных жилых домов или садовых домов, Комитет полагает целесообразным отметить следующее.
Несмотря на значительное количество ранее введенных и вновь вводимых особенностей законодательства о градостроительной деятельности механизм предоставления земельных участков гражданам для целей их застройки на территориях, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, остается сложным и неоднозначным, что и приводит к сложности правоприменения Федерального закона.
К законопроекту имеются следующие замечания:
1. Законопроектом предлагается увеличить срок выбора гражданином вида разрешенного использования земельного участка с одного года до двух лет (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта) по причине длительности процесса внесения изменений в правила землепользования и застройки, инициируемых пользователями "дальневосточных гектаров".
С учетом изложенного не представляется ясной цель увеличения срока выбора гражданином вида разрешенного использования земельного участка, если в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона установлено, что разрешенное использование земельного участка, установленное до даты предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида или иных видов разрешенного использования земельного участка по правилам, установленным настоящей статьей. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
Комитет полагает, что увеличение такого срока не в полной мере обосновано.
2. Комитет полагает избыточными и значительно усложняющими возможность застройки земельных участков, на территориях, применительно к которым не установлены градостроительные регламенты (в отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки и документации по планировке территории), предоставленных гражданам для целей строительства индивидуальных жилых домов или садовых домов, вводимые в статью 8 Федерального закона изменения (пункт 4 статьи 1 законопроекта). По мнению Комитета, для указанных случаев достаточно оценивать исключительно допустимость размещения такого индивидуального жилого дома или садового дома на земельном участке, предоставленном гражданину, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. Кроме того, если требования к застройке земельных участков не установлены, отсутствует и возможность какой-либо оценки соответствия в принципе.
В этой связи, Комитет полагает целесообразным при доработке законопроекта для таких случаев предусмотреть упрощенную процедуру оценки допустимости застройки земельных участков гражданами исключительно при направлении ими уведомления о предполагаемом строительстве индивидуального жилого дома или садового дома.
3. Абзацем третьим подпункта "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается исключить участие граждан в обсуждении градостроительных решений, принимаемых в проектах планировки территории, для случаев, указанных в части 4.1 статьи 6 Федерального закона, а именно если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены:
основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование (пункты 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 Федерального закона),
либо пересечение границ земельного участка с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования,
либо ограничение доступа к иным земельным участкам.
В указанных случаях, при подготовке документации по планировке территории необходимо учитывать имущественные права всех участников градостроительной деятельности и их мнение.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая необходимость развития законодательства для целей реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики", а также необходимость упрощения строительства гражданами индивидуальных жилых домов или садовых домов, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при условии устранения замечаний, указанных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.