Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 61737-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования преференциальных режимов), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 61737-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 78 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р. Согласно пояснительной записке к законопроекту его целью является совершенствование правовых режимов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в части изменения наименования следующих муниципальных образований:
- Лазовский муниципальный район на Лазовский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 4 марта 2020 г. N 727-КЗ "О Лазовском муниципальном округе Приморского края".
- Октябрьский муниципальный район на Октябрьский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 5 октября 2020 г. N 901-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
- Пограничный муниципальный район на Пограничный муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 5 октября 2020 г. N 901-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
- Ханкайский муниципальный район на Ханкайский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 30 марта 2020 г. N 775-КЗ "О Ханкайском муниципальном округе Приморского края".
Нормы законопроекта также предусматривают внесение изменений в статью 13 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), согласно которым управляющей компании по согласованию с уполномоченным федеральным органом предоставляется возможность принимать решение о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом в данном случае в соответствии с положениями законопроекта должны быть одновременном соблюдены следующие условия:
- в соответствии с условиями соглашения об осуществлении деятельности, заключаемого по результатам конкурса, резидент территории опережающего развития обязуется осуществлять с учетом утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории деятельность по строительству объектов капитального строительства, предназначенных для размещения жилых помещений, а также по строительству и (или) реконструкции объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, необходимых для обеспечения функционирования таких объектов капитального строительства;
- реализация указанного соглашения осуществляется на земельных участках, полномочия по распоряжению которыми переданы управляющей компании в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего развития и в целях заключения и реализации соглашений об осуществлении деятельности, заключаемых по результатам конкурса.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что проведение указанного конкурса направлено на стимулирование строительства доступного жилья, а также объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры в целях улучшения жилищных условий граждан на территории ТОР. В данном случае лицо, признанное победителем конкурса, получает статус резидента ТОР и предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы для резидента ТОР.
Согласно законопроекту для участия в данном конкурсе заявитель подает в управляющую компанию заявку на участие в конкурсе, которая должна содержать сведения, указанные в части 1 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ, а также иные сведения, определенные уполномоченным федеральным органом. При этом к заявке на участие в конкурсе заявитель должен будет прилагать документы, указанные в части 2 этой же статьи Федерального закона N 473-ФЗ, а также иные документы, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ установлены исчерпывающие перечни соответственно сведений, которые должны содержаться в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности, а также исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к данной заявке. В положениях законопроекта не указывается порядок определения уполномоченным федеральным органом иных сведений, которые должны содержаться в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности и иных документов, прилагаемых к данной заявке.
Полагаем, что произвольно определение уполномоченным федеральным органом иных сведений, которые должны содержаться в заявке на участие в конкурсе на право заключения соглашения об осуществлении деятельности и иных документов, прилагаемых к данной заявке, может привести к излишнему усложнению процедуры участия в конкурсе индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, намеревающихся приобрести статус резидента ТОР, а также несбалансированному ограничению возможностей их участия в указанном конкурсе. В связи с этим считаем, что в законопроекте необходимо конкретизировать пределы компетенции (усмотрения) уполномоченного федерального органа по установлению указанных иных сведений и документов или установить случаи и порядок их определения данным органом.
Законопроектом предусматривается, что требования к решению о проведении конкурса на заключение соглашения об осуществлении деятельности, правила проведения такого конкурса, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявки на участие в конкурсе, критерии конкурса, порядок определения победителя конкурса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Полагаем, что в целях создания на федеральном уровне единых и сбалансированных подходов в решении данных вопросов, ограничения возможности установления уполномоченным федеральным органом излишних требований к организации и проведению данного конкурса в законопроекте необходимо определить базовые принципы регулирования порядка и условий организации и проведения упомянутого конкурса.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.
Нормы части 5 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ предусматривают, что в соглашении о создании ТОР устанавливаются:
- обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на ТОР или обязательства этих органов по передаче соответствующих объектов в собственность;
- порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры ТОР за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с частью 5.1 этой же статьи Федерального закона N 473-ФЗ соглашением о создании ТОР могут устанавливаться:
- условия предоставления резидентам ТОР налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;
- порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры ТОР посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры ТОР.
В связи с этим полагаем, что в рамках законопроекта целесообразно рассмотреть вопрос о возможности включения в состав участников конкурсной комиссии по отбору претендентов на заключение соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидентов ТОР представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых создаются территории опережающего социально-экономического развития.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 473-ФЗ, Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряд других законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих переименование территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что внесение указанных изменений необходимо в целях исключения часто встречающихся на практике случаев смешения (приравнивания) понятий "территории опережающего социально-экономического развития" и "особые экономические зоны", а, следовательно, и их правовых режимов.
Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту не указываются конкретные данные, что действующее понятие "территория опережающего социально-экономического развития" создает сложности в определении и применении правового режима ТОР, мер государственной поддержки резидентов таких территорий и порядка осуществления ими деятельности на таких территориях, а также приводит к приравниванию данного понятия к понятию "особые экономические зоны". В связи с этим полагаем, что вопрос необходимости уточнения в законодательных актах Российской Федерации указанного понятия требует дополнительного обоснования и изучения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.