Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 112487-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации) подготовлен в целях совершенствования законодательства в области реализации прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы), а также повышения гарантии прав и законных интересов граждан, относящихся к коренных малочисленным народам.
Права коренных малочисленных народов Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусмотрено следующее определение: коренные малочисленные народы - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 и включает в себя 47 народов, проживающих на территории 34 субъектов Российской Федерации. Общая численность коренных малочисленных народов по данным 2010 года составляет не более 316 тысяч человек.
Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни указанных народов обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и защиты исконной среды обитания.
Устойчивое развитие коренных малочисленных народов является одним из приоритетов национальной политики Российской Федерации, что отражено в ряде официальных государственных документов: концепциях и стратегиях, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предусмотрены национальные цели развития по обеспечению устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
Как следует из статей 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По информации Федерального агентства по делам национальностей общим результатом государственной политики в отношении коренных малочисленных народов является увеличение их численности за последние 30 лет более чем на 20 процентов.
Так, например, численность ряда народов составила: ненцы - 44 640, эвенки - 38 396, ханты - 30 943, эвены - 21 830, чукчи - 15 098, манси - 12 269 (согласно Всероссийской переписи населения 2010 года).
Соответственно, учитывая положительную тенденцию роста населения, численность некоторых народов в обозримом будущем превысит 50 тысяч человек.
Проектом федерального закона в целях исключения возможности умаления прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, предлагается закрепить положение о том, что народы, которые были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, не могут быть из него исключены.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не повлечёт выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признаю утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.