Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 111958-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в отношении одиноких матерей и отцов"
Досье на проект федерального закона
С 2018 года в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" действует норма, предполагающая осуществление ежемесячных выплат на первого и второго ребенка.
Право на указанное пособие до 1 января 2020 года возникало у семьи с доходом менее 1,5 регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи. В этот же период право на выплату действовало до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года.
С 1 января 2020 года правила осуществления указанных выплат изменились: лимит совокупного дохода семьи на каждого её члена в целях назначения пособия вырос до 2 прожиточных минимумов, а период получения такого пособия был продлен до достижения ребенком возраста трех лет.
Поддерживая заданный указанными нормами права вектор оказания адресной помощи семьям в целях поддержки демографической ситуации, авторы настоящего проекта федерального закона констатируют недостаточность уже действующих мер и необходимость их развития.
Так, в целом представляется, что вопрос демографической политики является самым важным вопросом и одновременно с этим ключевым глобальным вызовом для Российской Федерации в будущем. Настоящий проект федерального закона направлен на существенное изменение демографической ситуации в нашей стране, на перелом её негативных тенденций, имеющихся в настоящий момент. В частности, согласно информации Росстата РФ, естественный прирост населения в Российской Федерации до 2035 года при лучшем прогнозе составит 349 тысяч человек в год, а в худшем случае ожидается убыль 856 тысяч человек ежегодно.
| ||||||
Низкий вариант прогноза | ||||||
2017 |
1679044 |
1854880 |
-175836 |
11,4 |
12,6 |
-1,2 |
2018 |
1655506 |
1846033 |
-190527 |
11,3 |
12,6 |
-1,3 |
2019 |
1547066 |
1871782 |
-324716 |
10,5 |
12,8 |
-2,3 |
2020 |
1496918 |
1895576 |
-398658 |
10,2 |
12,9 |
-2,7 |
2021 |
1454085 |
1916518 |
-462433 |
10,0 |
13,1 |
-3,1 |
2022 |
1411511 |
1934354 |
-522843 |
9,7 |
13,3 |
-3,6 |
2023 |
1368954 |
1949701 |
-580747 |
9,4 |
13,4 |
-4,0 |
2024 |
1327250 |
1962355 |
-635105 |
9,2 |
13,6 |
-4,4 |
2025 |
1290917 |
1972769 |
-681852 |
9,0 |
13,7 |
-4,7 |
2026 |
1257533 |
1981353 |
-723820 |
8,8 |
13,8 |
-5,0 |
2027 |
1230500 |
1988496 |
-757996 |
8,6 |
13,9 |
-5,3 |
2028 |
1210076 |
1994497 |
-784421 |
8,5 |
14,0 |
-5,5 |
2029 |
1193193 |
1999554 |
-806361 |
8,4 |
14,1 |
-5,7 |
2030 |
1177221 |
2004369 |
-827148 |
8,4 |
14,2 |
-5,8 |
2031 |
1165390 |
2009602 |
-844212 |
8,3 |
14,3 |
-6,0 |
2032 |
1161737 |
2015875 |
-854138 |
8,3 |
14,5 |
-6,2 |
2033 |
1166099 |
2022862 |
-856763 |
8,4 |
14,6 |
-6,2 |
2034 |
1174791 |
2030910 |
-856119 |
8,5 |
14,7 |
-6,2 |
2035 |
1183163 |
2039778 |
-856615 |
8,6 |
14,9 |
-6,3 |
Средний вариант прогноза | ||||||
2017 |
1683526 |
1839257 |
-155731 |
11,5 |
12,5 |
-1,0 |
2018 |
1715138 |
1824158 |
-109020 |
11,7 |
12,4 |
-0,7 |
2019 |
1612425 |
1830675 |
-218250 |
11,0 |
12,5 |
-1,5 |
2020 |
1565180 |
1834864 |
-269684 |
10,6 |
12,5 |
-1,9 |
2021 |
1526981 |
1836358 |
-309377 |
10,4 |
12,5 |
-2,1 |
2022 |
1493931 |
1835250 |
-341319 |
10,2 |
12,5 |
-2,3 |
2023 |
1465565 |
1831883 |
-366318 |
10,0 |
12,5 |
-2,5 |
2024 |
1442159 |
1826370 |
-384211 |
9,8 |
12,4 |
-2,6 |
2025 |
1418600 |
1819061 |
-400461 |
9,7 |
12,4 |
-2,7 |
2026 |
1395927 |
1810476 |
-414549 |
9,5 |
12,4 |
-2,9 |
2027 |
1379612 |
1800599 |
-420987 |
9,4 |
12,3 |
-2,9 |
2028 |
1370477 |
1787279 |
-416802 |
9,4 |
12,2 |
-2,8 |
2029 |
1370526 |
1767620 |
-397094 |
9,4 |
12,1 |
-2,7 |
2030 |
1370231 |
1751148 |
-380917 |
9,4 |
12,0 |
-2,6 |
2031 |
1373016 |
1736801 |
-363785 |
9,4 |
11,9 |
-2,5 |
2032 |
1383247 |
1725647 |
-342400 |
9,5 |
11,8 |
-2,3 |
2033 |
1400430 |
1716785 |
-316355 |
9,6 |
11,8 |
-2,2 |
2034 |
1421304 |
1709718 |
-288414 |
9,7 |
11,7 |
-2,0 |
2035 |
1442375 |
1701471 |
-259096 |
9,9 |
11,7 |
-1,8 |
Высокий вариант прогноза | ||||||
2017 |
1733386 |
1805776 |
-72390 |
11,8 |
12,3 |
-0,5 |
2018 |
1788678 |
1766133 |
22545 |
12,2 |
12,0 |
0,2 |
2019 |
1808153 |
1754581 |
53572 |
12,3 |
11,9 |
0,4 |
2020 |
1813029 |
1736178 |
76851 |
12,3 |
11,7 |
0,6 |
2021 |
1785004 |
1724367 |
60637 |
12,0 |
11,6 |
0,4 |
2022 |
1755445 |
1710731 |
44714 |
11,8 |
11,5 |
0,3 |
2023 |
1725744 |
1694251 |
31493 |
11,6 |
11,3 |
0,3 |
2024 |
1697251 |
1665963 |
31288 |
11,3 |
11,1 |
0,2 |
2025 |
1667951 |
1635577 |
32374 |
11,1 |
10,9 |
0,2 |
2026 |
1641478 |
1606697 |
34781 |
10,9 |
10,7 |
0,2 |
2027 |
1623320 |
1579777 |
43543 |
10,7 |
10,4 |
0,3 |
2028 |
1614950 |
1553471 |
61479 |
10,6 |
10,2 |
0,4 |
2029 |
1613305 |
1519468 |
93837 |
10,6 |
10,0 |
0,6 |
2030 |
1613204 |
1485363 |
127841 |
10,5 |
9,7 |
0,8 |
2031 |
1618386 |
1455225 |
163161 |
10,5 |
9,5 |
1,0 |
2032 |
1633688 |
1428951 |
204737 |
10,6 |
9,3 |
1,3 |
2033 |
1658044 |
1405915 |
252129 |
10,7 |
9,1 |
1,6 |
2034 |
1688230 |
1386078 |
302152 |
10,8 |
8,9 |
1,9 |
2035 |
1719171 |
1369976 |
349195 |
11,0 |
8,7 |
2,3 |
Одновременно с этим Росстат РФ отмечает плавное повышение коэффициента демографической нагрузки с 786 нетрудоспособных лиц на 1000 трудоспособных в 2018 году до 911 нетрудоспособных в 2036 году.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2018 |
786 |
331 |
455 |
786 |
331 |
455 |
786 |
332 |
454 |
2019 |
806 |
338 |
468 |
805 |
338 |
467 |
806 |
339 |
467 |
2020 |
820 |
342 |
478 |
820 |
343 |
477 |
823 |
346 |
477 |
2021 |
835 |
345 |
490 |
834 |
346 |
488 |
841 |
352 |
489 |
2022 |
846 |
348 |
498 |
845 |
349 |
496 |
854 |
357 |
497 |
2023 |
854 |
349 |
505 |
853 |
351 |
502 |
865 |
362 |
503 |
2024 |
858 |
348 |
510 |
857 |
350 |
507 |
872 |
364 |
508 |
2025 |
857 |
344 |
513 |
857 |
347 |
510 |
875 |
363 |
512 |
2026 |
857 |
340 |
517 |
858 |
344 |
514 |
880 |
363 |
517 |
2027 |
856 |
336 |
520 |
857 |
340 |
517 |
882 |
361 |
521 |
2028 |
850 |
328 |
522 |
853 |
335 |
518 |
882 |
358 |
524 |
2029 |
842 |
319 |
523 |
846 |
327 |
519 |
880 |
353 |
527 |
2030 |
835 |
310 |
525 |
841 |
319 |
522 |
879 |
348 |
531 |
2031 |
829 |
301 |
528 |
838 |
312 |
526 |
881 |
343 |
538 |
2032 |
823 |
292 |
531 |
834 |
305 |
529 |
882 |
338 |
544 |
2033 |
817 |
283 |
534 |
832 |
299 |
533 |
885 |
334 |
551 |
2034 |
816 |
278 |
538 |
835 |
296 |
539 |
893 |
333 |
560 |
2035 |
816 |
273 |
543 |
838 |
293 |
545 |
900 |
331 |
569 |
2036 |
822 |
271 |
551 |
846 |
292 |
554 |
911 |
331 |
580 |
Отдельно стоит отметить прогнозы по суммарному коэффициенту рождаемости, которые выглядят согласно данным Росстата РФ следующим образом:
|
|
|
|
2017 |
1,600 |
1,608 |
1,660 |
2018 |
1,608 |
1,675 |
1,753 |
2019 |
1,535 |
1,610 |
1,815 |
2020 |
1,520 |
1,600 |
1,866 |
2021 |
1,514 |
1,600 |
1,885 |
2022 |
1,509 |
1,605 |
1,901 |
2023 |
1,505 |
1,615 |
1,915 |
2024 |
1,502 |
1,630 |
1,928 |
2025 |
1,501 |
1,646 |
1,940 |
2026 |
1,500 |
1,661 |
1,952 |
2027 |
1,500 |
1,676 |
1,963 |
2028 |
1,501 |
1,690 |
1,973 |
2029 |
1,502 |
1,704 |
1,983 |
2030 |
1,504 |
1,717 |
1,993 |
2031 |
1,507 |
1,729 |
2,002 |
2032 |
1,511 |
1,740 |
2,010 |
2033 |
1,516 |
1,750 |
2,018 |
2034 |
1,521 |
1,759 |
2,026 |
2035 |
1,525 |
1,768 |
2,033 |
Таким образом, даже при наиболее позитивном прогнозе суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину) составит не более 2.033 ребенка, а в худшем случае будет 1.525 ребенка, что означает неминуемую демографическую яму и депопуляцию народа Российской Федерации.
Одновременно с этим стоит отметить отдельные исследования Росстата РФ, отображающую отношение граждан России к планированию семьи и деторождению.
Первым показателем является желаемое число детей среди женщин и мужчин, которое свидетельствует о том, что как среди мужчин, так и среди женщин как желаемое, так и ожидаемое число детей почти для половины граждан составляет 2 ребенка (в среднем желаемое число 2.15-2.16, а ожидаемое 1.88):
Число детей |
Женщины |
Мужчины |
||
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
|
0 |
2,0 |
3,4 |
2,3 |
4,4 |
1 |
17,0 |
25,2 |
17,4 |
23,6 |
2 |
48,3 |
44,4 |
46,3 |
44,0 |
3 |
21,7 |
13,7 |
19,7 |
13,7 |
4 |
3,4 |
2,2 |
3,3 |
2,0 |
5 более |
2,2 |
0,9 |
3,4 |
1,4 |
трудно сказать |
5,4 |
10,1 |
7,4 |
10,9 |
среднее число детей |
2,15 |
1,88 |
2,16 |
1,88 |
Указанные цифры свидетельствуют, во-первых, о том, что даже при наилучшем прогнозе указанных ожиданий Россию не ожидает демографический прирост за счет естественного прироста населения, а, вероятно, ожидает его снижение. Во-вторых, разница в показателе между желаемым и ожидаемым количеством детей свидетельствует о том, что у граждан имеются причины, по которым они, вопреки своему желанию, понимают, что не будут иметь желаемое число детей, а будут иметь меньше детей, чем хотели бы.
Следующим предметом исследования являлась оценка возможного влияния появления еще одного ребенка на различные аспекты жизнедеятельности (с двумя детьми) (%):
Если бы в Вашей семье появился еще один ребенок, то, как, на Ваш взгляд, это повлияло бы на: |
станет хуже |
не повлияет |
станет лучше |
трудно сказать |
|
Женщины |
|||
Ваши личные доходы |
59,6 |
29,0 |
2,2 |
9,2 |
Материальное положение Вашей семьи |
62,7 |
27,3 |
2,7 |
7,4 |
Жилищные условия |
32,4 |
60,0 |
3,3 |
4,3 |
Ваш профессиональный рост |
17,8 |
75,6 |
1,0 |
5,7 |
Общение с друзьями |
12,9 |
81,2 |
2,5 |
3,4 |
Здоровье |
18,9 |
59,0 |
3,2 |
18,9 |
Отношения с супругом(ой)/ партнером(шей) |
4,3 |
70,9 |
17,0 |
7,8 |
Возможность полноценно отдыхать |
44,1 |
47,5 |
1,4 |
7,0 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
2,5 |
82,1 |
10,4 |
5,0 |
|
Мужчины |
|||
Ваши личные доходы |
48,8 |
40,2 |
1,4 |
9,5 |
Материальное положение Вашей семьи |
58,1 |
31,7 |
1,7 |
8,5 |
Жилищные условия |
31,0 |
61,9 |
2,6 |
4,5 |
Ваш профессиональный рост |
5,8 |
88,7 |
0,8 |
4,7 |
Общение с друзьями |
11,2 |
82,0 |
1,8 |
5,0 |
Здоровье |
11,4 |
76,7 |
1,9 |
10,0 |
Отношения с супругом(ой)/ партнером(шей) |
4,3 |
73,2 |
15,1 |
7,4 |
Возможность полноценно отдыхать |
39,5 |
50,8 |
1,2 |
8,4 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
3,8 |
81,1 |
9,2 |
5,9 |
Исходя из указанной таблицы, мы видим, что положительно оценивают появление нового ребенка в среднем не более чем 7 процентов, существенная часть показателей остается нейтральной, а часть, такие как личные доходы и материальное положение семьи - определенной негативной.
Еще одним исследованием, которое может свидетельствовать об отношении граждан как к демографической ситуации, так и к роли, которую должно выполнять государство для её поддержки, является исследование, предметом которого является отображение мнения о возможном влиянии государства на рождения детей в семьях (%):
С каким из трех мнений Вы согласны в наибольшей степени? |
Женщины |
Мужчины |
государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она сама хочет |
41,0 |
39,0 |
если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав естественно необходимые условия для этого |
46,1 |
45,6 |
государство ни в коей степени и никаким образом не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей |
12,9 |
15,4 |
Таким образом, подавляющее большинство граждан (87.1% женщин и 84.6% мужчин) считают, что именно государство должно помогать гражданам в улучшении демографической ситуации и создавать для этого необходимые условия.
Указанные исследования и представленная статистика позволяют сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе в Российской Федерации в лучшем случае ожидается застой демографической ситуации (отсутствие естественного роста населения) либо естественная убыль населения.
В этих условиях необходимо немедленно переломить сложившуюся кризисную ситуацию и принять на федеральном уровне единый нормативно-правовой акт, который станет основой демографической поддержки населения в России, демографической программой Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В этой связи представляется обоснованным принятие мер, направленных на поддержку наименее защищенных с социальной точки зрения граждан, а именно малоимущих граждан, имеющих детей, и являющихся единственными родителями - одинокими матерями либо одинокими отцами детей.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в России насчитывалось 5 742 017 единственных родителей, из них: 5 087 048 одиноких матерей с детьми и 654 969 одиноких отцов с детьми. В начале 2017 года Уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка были представлены обновленные данные, согласно которым в России насчитывается около 6 млн. неполных семей, в том числе 5 млн. матерей-одиночек и 1 млн. отцов-одиночек.
В связи с изложенным настоящим проектом федерального закона предлагается установить дополнительные меры поддержки в отношении указанных групп граждан. В частности, предлагается установить, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, предусмотренная Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", осуществляется в отношении гражданина, имеющего право на её получение, являющегося единственным родителем (одинокой матерью или одиноким отцом), в двойном размере, предусмотренном указанным Федеральным законом, то есть в размере двукратного прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Указанные одинокие матери или одинокие отцы должны соответствовать требованиям, предусмотренным Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а именно у них должен быть рожден (усыновлен) ребенок начиная с 1 января 2018 года, который является гражданином Российской Федерации и размер дохода такого гражданина не должен превышать 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Законопроект определяет понятие "единственный родитель". Единственный родитель (одинокая мать или одинокий отец) - родитель, являющийся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством без второго родителя, в частности, в случаях, когда один из родителей ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов, в иных случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
Указанное определение соответствует дефиниции пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних".
Таким образом, настоящий проект федерального закона позволит сделать еще один шаг, направленный на перелом сложившихся негативных демографических тенденций и будет способствовать увеличению рождения либо усыновления первых и вторых детей в семьях.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в отношении одиноких матерей и отцов"
В соответствии с информацией, представленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в лице заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталиной (письмо от 30.04.2021 года N 27-2/10/П-3355 принятие настоящего проекта федерального закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета в размере до 50 миллиардов рублей.
Источником указанных средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла вследствие реализации мер по постепенной отмене ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемого Правительством Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в отношении одиноких матерей и отцов"
Правительству Российской Федерации разработать и утвердить в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок и условия признания родителя единственным родителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.