Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 113070-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" подготовлен в целях защиты здоровья отдельных категорий работников железнодорожного транспорта с учетом особенностей их трудовой деятельности в сложных условиях производственного процесса, а также для обеспечения производственно-технологической деятельности в сфере перевозок и безопасности перевозочного процесса.
Бесплатным рационом питания (натуральным довольствием) за счет средств работодателя обеспечиваются работники железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющие на объектах инфраструктуры продолжительностью более четырех часов подряд в течение времени, когда прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции следующие работы: аварийно-восстановительные работы, работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по реконструкции и ремонту объектов инфраструктуры, а также работы по очистке путей и стрелочных переводов при ликвидации снежных заносов в отношении категорий работников, утверждаемых работодателем (далее - работы).
В ОАО "РЖД" за 10 месяцев 2021 года указанное бесплатное питание получили около 53 тыс. работников.
Работы проводятся в местах, где отсутствует необходимая инфраструктура для питания. В связи с этим работодатель организует предоставление бесплатного рациона питания работникам. При этом взамен питания денежная компенсация не выплачивается. Однако в связи с обложением стоимости питания налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в соответствии со статьями 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые работники отказываются от питания, что создает угрозу их здоровью.
При этом необходимо учитывать, что обязательным компонентом поддержания высокой работоспособности и психологической комфортности является хорошее физическое состояние работников. Выполнение физических, а также нервно-психических нагрузок напрямую зависит от полноценного, адекватного по энергетической и пищевой ценности питания. Способность выполнять напряженную физическую работу обеспечивают основные пищевые вещества пищи (белки, жиры, углеводы).
На основании изложенного, а также учитывая, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, с целью обеспечения полноценным питанием отдельных работников железнодорожного транспорта с учетом особенностей их трудовой деятельности в сложных условиях производственного процесса, поддержания их физического здоровья и работоспособности, предлагается закрепить в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" норму о предоставлении бесплатного питания (натурального довольствия) отдельным категориям работников.
При этом стоимость бесплатного питания (натурального довольствия), предоставляемого в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, на основании абзаца пятого пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от обложения НДФЛ.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" направлен на совершенствование социальных гарантий работников с учетом особенностей их трудовой деятельности в сложных условиях производственного процесса.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не повлечет выпадения доходов федерального бюджета.
В настоящее время в соответствии со статьями 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований поступает налог на доходы физических лиц (далее - НПФЛ) со стоимости бесплатного питания, предоставляемого работникам железнодорожного транспорта. За 10 месяцев 2021 года НДФЛ составил - 69,6 млн рублей. Количество работников, обеспеченных в 2021 году бесплатным питанием на ремонтных работах, составляет около 53 тысяч человек.
Расчет сумм НДФЛ за предоставленное питание работникам ОАО "РЖД" по субъектам Российской Федерации (за период январь - октябрь 2021 года)
|
Субъект Российской Федерации |
Стоимость питания, тыс. руб. |
Сумма НДФЛ, тыс. руб. |
Численность работников, получивших питание, чел. |
1. |
Республика Башкортостан |
9 663,7 |
1 256,3 |
985 |
2. |
Республика Бурятия |
14 413,2 |
1 873,7 |
951 |
3. |
Республика Дагестан |
25,0 |
3,3 |
39 |
4. |
Кабардино-Балкарская Республика |
4 113,4 |
534,7 |
150 |
5. |
Республика Карелия |
17 102,4 |
2 223,3 |
1 241 |
6. |
Республика Коми |
2 248,7 |
292,3 |
796 |
7. |
Республика Мордовия |
10 179,3 |
1 323,3 |
185 |
8. |
Республика Саха (Якутия) |
182,9 |
23,8 |
34 |
9. |
Республика Татарстан (Татарстан) |
7 483,7 |
972,9 |
622 |
10. |
Удмуртская Республика |
2 250,4 |
292,6 |
286 |
11. |
Республика Хакасия |
386,6 |
50,3 |
219 |
12. |
Чеченская Республика |
863,5 |
112,3 |
172 |
13. |
Чувашская Республика - Чувашия |
7 332,3 |
953,2 |
297 |
14. |
Алтайский край |
14 097,4 |
1 832,7 |
918 |
15. |
Забайкальский край |
16 073,9 |
2 089,6 |
2 435 |
16. |
Краснодарский край |
16 103,8 |
2 093,5 |
710 |
17. |
Красноярский край |
16 926,9 |
2 200,5 |
2 246 |
18. |
Пермский край |
5 597,8 |
727,7 |
1 377 |
19. |
Приморский край |
18 486,8 |
2 403,3 |
1 633 |
20. |
Ставропольский край |
18,8 |
2,4 |
13 |
21. |
Хабаровский край |
41 641,2 |
5 413,4 |
2 057 |
22. |
Амурская область |
20 379,1 |
2 649,3 |
2 621 |
23. |
Архангельская область |
11 826,0 |
1 537,4 |
1 782 |
24. |
Астраханская область |
3 098,8 |
7402,8 |
474 |
25. |
Белгородская область |
227,6 |
29,6 |
112 |
26. |
Брянская область |
5 180,4 |
673,4 |
467 |
27. |
Владимирская область |
463,4 |
60,2 |
101 |
28. |
Волгоградская область |
2 929,7 |
380,9 |
846 |
29. |
Вологодская область |
5 446,2 |
708,0 |
963 |
30. |
Воронежская область |
2 505,6 |
325,7 |
372 |
31. |
Ивановская область |
0,0 |
0,0 |
0 |
32. |
Иркутская область |
41 789,6 |
5 432,7 |
2219 |
33. |
Калининградская область |
850,5 |
110,6 |
379 |
34. |
Калужская область |
2 089,2 |
271,6 |
372 |
35. |
Кемеровская область - Кузбасс |
17 169,8 |
2 232,1 |
1 744 |
36. |
Кировская область |
7 802,0 |
1 014,3 |
317 |
37. |
Костромская область |
3 923,5 |
510,1 |
311 |
38. |
Курганская область |
5 115,1 |
665,0 |
923 |
39. |
Курская область |
287,3 |
37,4 |
24 |
40. |
Ленинградская область |
24 810,5 |
3 225,4 |
2 020 |
41. |
Липецкая область |
2 401,7 |
312,2 |
113 |
42. |
Московская область |
11 046,9 |
1 436,1 |
848 |
43. |
Мурманская область |
1 406,6 |
182,9 |
144 |
44. |
Нижегородская область |
1 410,7 |
183,4 |
362 |
45. |
Новгородская область |
570,2 |
74,1 |
221 |
46. |
Новосибирская область |
22 686,5 |
2 949,2 |
1 283 |
47. |
Омская область |
9 671,9 |
1 257,3 |
836 |
48. |
Оренбургская область |
8 380,1 |
1 089,4 |
1 017 |
49. |
Орловская область |
2 012,8 |
261,7 |
154 |
50. |
Пензенская область |
1 703,0 |
221,4 |
184 |
51. |
Псковская область |
6 073,5 |
789,6 |
893 |
52. |
Ростовская область |
4 628,7 |
601,7 |
655 |
53. |
Рязанская область |
3 169,6 |
412,0 |
234 |
54. |
Самарская область |
8 822,3 |
1 146,9 |
878 |
55. |
Саратовская область |
6 299,2 |
818,9 |
1 392 |
56. |
Сахалинская область |
758,1 |
98,5 |
83 |
57. |
Свердловская область |
15 076,4 |
1 959,9 |
2 066 |
58. |
Смоленская область |
6 206,8 |
806,9 |
391 |
59. |
Тамбовская область |
2 578,6 |
335,2 |
158 |
60. |
Тверская область |
8 314,3 |
1 080,9 |
1 085 |
61. |
Томская область |
147,3 |
19,1 |
8 |
62. |
Тульская область |
409,4 |
53,2 |
101 |
63. |
Тюменская область |
6 231,0 |
810,0 |
714 |
64. |
Ульяновская область |
826,3 |
107,4 |
176 |
65. |
Челябинская область |
14 128,7 |
1 836,7 |
2 082 |
66. |
Ярославская область |
7 928,6 |
1 030,7 |
913 |
67. |
г. Москва |
120,8 |
15,7 |
64 |
68. |
г. Санкт-Петербург |
1 810,1 |
235,3 |
510 |
69. |
Еврейская автономная область |
14 724,1 |
1 914,1 |
1 259 |
70. |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
3 708,1 |
482,1 |
388 |
71. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
752,0 |
97,8 |
61 |
|
ВСЕГО: |
535 090,4 |
69 561,7 |
52 686,0 |
Соответственно, в годовом выражении сумма НДФЛ в 2021 году составит примерно 83,5 млн рублей. В случае реализации предлагаемой нормы с 1 января 2023 года с учетом прогнозных значений уровня инфляции, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (4% ежегодно), сумма выпадающих доходов по НДФЛ может составить 90,3 млн рублей.
В соответствии с пунктом 25 статьи 255 и пунктом 25 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с предоставлением питания работникам по льготным ценам или бесплатно в соответствии с трудовым договором и (или) коллективным договором, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Учитывая, что ОАО "РЖД" предоставляет своим работникам бесплатное питание в соответствии с коллективным договором, выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по налогу на прибыль организаций в случае принятия Федерального закона не образуется.
Таким образом, принятие Федерального закона может повлечь образование выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 90,3 млн рублей в год.
По вопросу уплаты страховых взносов следует отметить следующее.
Сложилась судебная практика по освобождению от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды бесплатного питания, предоставляемого работодателями работникам.
Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации в период с 2010 по 2016 годы регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон 212-ФЗ), а с 2017 года - главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рамках Федерального закона 212-ФЗ сложилась судебная практика, в соответствии с которой выплаты, основанные на коллективных договорах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы исключались из объекта обложения страховыми взносами (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 года N 17744/12 по делу N А62-1345/2012).
К данным выплатам относилась стоимость питания, предоставляемого работникам работодателями бесплатно (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2017 года N 303-КГ17-6952, Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2018 года N 309-КГ18-5970, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2016 года N 05АП-7214/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 сентября 2020 года N Ф01-12826/2020).
Аналогичная положительная судебная практика об освобождении стоимости питания от обложения страховыми взносами имеется в отношении ОАО "РЖД" (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2017 года N Ф01-2925/2017, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2017 года N Ф02-133/2017 и N Ф02-2291/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 года N Ф07-13737/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2017 года N Ф10-1012/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Центрального округа от 18 апреля 2017 года N Ф10-1012/2017 по делу N А14-12411/2016, Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 8 февраля 2021 года по делу N A33-35435/2019, Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 2 июля 2020 года по делу N A33-38023/2019, Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 15 марта 2019 года по делу N АЗЗ-28246/2018, Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 21 мая 2021 года по делу N АЗЗ-10569/2020).
В настоящее время, как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2021 года N 302-ЭС21-2582, позиция, которую до 2017 года занимали судебные инстанции в отношении норм Федерального закона N 212-ФЗ, сохраняется также и в отношении норм главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2021 года N 302-ЭС21-2582, выплаты, связанные с предоставлением работодателями работникам бесплатного питания, не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды.
В связи с этим принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не приведет к уменьшению платежей до внебюджетные фонды.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению , изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потребует принятия приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Порядка обеспечения и норм среднесуточного бесплатного рациона питания (натурального довольствия) работников железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющих на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования работы продолжительностью более четырех часов подряд в течение времени, когда прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции".
Цель, предмет и содержание правового регулирования - утверждение порядка обеспечения и норм среднесуточного бесплатного рациона питания (натурального довольствия) работников железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющих на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования работы продолжительностью более четырех часов подряд в течение времени, когда прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство транспорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.