Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 116261-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца третьего подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации".
Законопроект направлен на упрощение процедур трудоустройства иностранных граждан, являющихся специалистами в сфере информационных технологий и привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - иностранные IT-специалисты и аккредитованные организации соответственно), и получения этими гражданами и членами их семей вида на жительство в Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по общему правилу до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить не менее одного года по разрешению на временное проживание, которое выдается в пределах ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты.
Для отдельных категорий иностранных граждан Федеральный закон N 115-ФЗ предусматривает возможность получения вида на жительство в упрощенном порядке, минуя получение разрешения на временное проживание.
В частности, такое право предоставлено иностранным гражданам, имеющим особые компетенции или квалификации (высококвалифицированные специалисты и члены их семей; квалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации по определенным профессиям (специальностям, должностям).
Указанные преференции предлагается распространить и на иностранных IT-специалистов, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях (для организаций, имеющих статус резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации уже применяются меры государственной поддержки, связанные с льготным налогообложением), и членов их семей.
При этом круг членов семей иностранных IT-специалистов предлагается определить по аналогии с составом членов семей высококвалифицированных специалистов, указанным в статье 13 Федерального закона N 115-ФЗ, - супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.
В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ по общему правилу иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента, а работодатели вправе привлекать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Вместе с тем данный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к которым, в частности, относятся работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; аккредитованными работниками аккредитованных представительств иностранных юридических лиц.
В целях упрощения трудоустройства иностранных IT-специалистов, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, законопроектом предлагается отнести их к категориям иностранных граждан, на которых общее правило не распространяется.
Предлагаемые законопроектом положения позволят создать дополнительные благоприятные условия для привлечения на работу в аккредитованных организациях иностранных IT-специалистов, позволят ускорить и упростить для них процедуры трудоустройства, получения вида на жительство, обеспечив для них возможность постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Нововведения также позволят членам семей иностранных IT-специалистов получить в упрощенном порядке вид на жительство.
Правительством Российской Федерации утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в соответствии с которым государственную аккредитацию таких организаций осуществляет Минцифры России. Также Минцифры России ведется соответствующий реестр, запись в котором является подтверждением наличия у организации аккредитации.
В этой связи предполагается, что иностранный IT-специалист, заключивший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с аккредитованной организацией, и члены его семьи смогут обратиться в территориальный орган МВД России для подачи заявления о выдаче вида на жительство в упрощенном порядке.
Осуществление проверки, связанной с актуализированной записью в реестре в отношении аккредитованной организации, будет осуществляться территориальным органом МВД России путем проверки сведений, содержащихся в реестре и размещенных в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также предусматриваются основания аннулирования вида на жительство в случае, если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с аккредитованной организацией иностранный IT-специалист не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с аналогичной организацией, либо в случае если государственная аккредитация у данной организации аннулирована.
По данному основанию вид на жительство предлагается аннулировать и членам семей иностранных IT-специалистов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (по истечении ста девяноста дней после дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует издания приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" в новой редакции с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 486-р утвержден план-график приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов в соответствие с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") поэтапно до 1 января 2024 г.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минцифры России.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.