Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 114060-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 30 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период проживания пенсионеров в сельской местности.
Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена норма статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая предусматривает сохранения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности обозначенным категориям лиц при их выезде на новое место жительства за пределы сельской местности, вступившая в силу с 1 января 2022 года.
Вместе с тем, даже небольшая правоприменительная практика выявила ряд проблем при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим в сельском хозяйстве более 30 лет.
Так, лицам, проработавшим в сельском хозяйстве более 30 лет, проживавшим в сельской местности и выехавшим на новое место жительства до 1 января 2022 года такое повышение фиксированной платы не назначается.
Лишаются повышения указанной фиксированной выплаты также лица, проработавшие более 30 лет в сельском хозяйстве, не менявшие место жительства, однако в результате изменения границ муниципальных образований их населенные пункты изменили свой статус и исключены из населенных пунктов, относящихся к сельской местности.
В настоящее время в законодательстве не урегулированы указанные вопросы, что приводит к социальному неравенству.
Считаем данную норму социально несправедливой, ведь переезд, как правило, обусловлен объективными причинами, возникающими в связи с достижением глубоко преклонного возраста: граждане вынуждены переезжать на новое место жительства в связи с тяжелым состоянием здоровья и необходимостью получения ухода со стороны родных и близких, в том числе в период короновирусной пандемии.
Кроме того, в результате изменения границ муниципальных образований их населенные пункты изменили свой статус и исключены из населенных пунктов, относящихся к сельской местности.
И лишение указанных граждан, не проживающих по независимым от них причинам в сельской местности, но имеющих значительный стаж работы в сельском хозяйстве, данной надбавки к их страховой пенсии является несправедливым.
Учитывая, что граждане, соответствующие требованиям части 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", как выехавшие на новое место жительства за пределы сельской местности, так и граждане, имеющие такой же стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, и проживающие в населенных пунктах, которые были включены в границы городского населенного пункта, в результате административно-территориальной реформы, находятся абсолютно в одинаковых условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Указанным законопроектом предлагается восполнить законодательные пробелы и создать равные гарантии сохранения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности обозначенным категориям лиц, проработавшим в сельском хозяйстве 30 и более лет, вне зависимости от даты их переезда на новое место жительство за пределы сельской местности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие законопроекта потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Расчетная численность получателей пенсий, попадающих под действие законопроекта составляет 883 тыс. чел.
Средний размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) неработающих пенсионеров, проработавших не менее 30 лет в сельском хозяйстве и проживающих в сельской местности составляет 1509,39 рублей.
Дополнительные расходы на исполнение данных положений составит в 2023 году - 17,04 млрд. рублей.
Финансовое обеспечение указанных расходов будет осуществлено за счет межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
------------------------------
1 Далее - Федеральный закон N 153-Ф3.
2 По состоянию на 24 ноября 2021 года.
3 Данная оценка численности произведена исходя из численности неработающих получателей страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности (за исключением неработающих получателей страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, не достигших общеустановленного пенсионного возраста), удельного веса занятых в сельском хозяйстве от общей численности занятых в экономике в период с 1970 г. по 2011 г., равного 13% (данные Росстата) и удельного веса получателей страховых пенсий, имеющих стаж работы 30 лет и более, равного 77% (данные ПТК НВП), за вычетом проживающих в сельской местности: 1 262 тыс. человек проживают не в сельской местности, из них по оценке ОПФР 70% работали в профессиях (должностях), которые предусмотрены Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
4 Статистическая разработка отсутствует.
5 По состоянию на 1 января 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.