Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 115273-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" государственные фонды развития промышленности, создаваемые субъектами Российской Федерации (далее - региональные фонды), обязаны осуществлять операции со средствами, поступившими в соответствии с законодательством Российской Федерации из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на лицевых счетах, открываемых в территориальном органе Федерального казначейства.
Так, в частности средства, доведенные унитарной некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Краснодарского края" (далее - Краснодарский Фонд) в 2018 - 2021 годах для осуществления уставной деятельности, расходуются по мере заключения договоров целевого займа ввиду необходимости соблюдения условий, порядков и сроков рассмотрения заявок, подаваемых промышленными организациями в течение года, а также по мере заключения договоров на организацию участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях. На лицевых счетах, открытых Краснодарским Фондом в территориальном органе Федерального казначейства, также аккумулируются возвратные средства, полученные от заемщиков при погашении основного долга.
При этом действующим законодательством не предусмотрено размещение временно свободных средств, предоставленных региональным фондам в виде субсидий, а также поступивших в форме возврата основного долга по действующим договорам целевого займа и полученных в виде процентов, на счетах в коммерческих организациях (в том числе в банках) с учетом ставок депозитных счетов, установленных коммерческими организациями. Исходя из этого, средства, доведенные региональным фондам для осуществления их уставной деятельности, с учетом ежегодного уровня инфляции подвержены постепенному обесцениванию.
На основании вышеуказанного проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" предлагается предоставить право государственным фондам развития промышленности, создаваемым субъектами Российской Федерации, осуществлять операции со средствами, поступившими в соответствии с законодательством Российской Федерации из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на лицевых счетах в кредитных организациях (за исключением лицевых счетов иностранных банков), открытых по согласованию с финансовым органом субъекта Российской Федерации, в том числе со средствами, полученными при возврате выданных займов, источником финансового обеспечения которых являлись средства, предоставленные из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическим расчетам органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего полномочия в сфере промышленной политики в Краснодарском крае, в случае наличия названного права региональных фондов возможная сумма дополнительного дохода при размещении Краснодарским Фондом средств на счетах в российских банках с апреля 2018 года по май 2021 года в среднем могла составить около 50 млн. рублей (с учетом процентных ставок на остаток на депозитных счетах, применяемых в коммерческих банках АО "Россельхозбанк", Банк ВТБ (ПАО)).
Указанные дополнительные доходы региональных фондов могут быть направлены на обеспечение их деятельности в целях поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, что, в свою очередь, увеличит объемы выручки хозяйствующих субъектов, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также инвестиций в основной капитал отраслевых предприятий.
В обоснование данного проекта федерального закона отмечаем, что Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не предусмотрено ограничение организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в части размещения средств на счетах в банках, что позволяет данным организациям быть самоокупаемыми.
В целях регламентации предоставленного проектом федерального закона права размещать бюджетные средства на счетах в банках, устранения субъективного отбора банков вводится критерий отбора кредитных организаций наличие кредитных организаций в перечне системно значимых кредитных организаций, утвержденном Центральным банком Российской Федерации (согласно методике определения системно значимых кредитных организаций, установленной Указанием Центрального банка Российской Федерации от 13 апреля 2021 года N 5778-У на основании части шестой статьи 57 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Концепция проекта федерального закона поддержана профильными органами исполнительной власти Республики Башкортостан, Республики Крым, Ставропольского края, Московской области, Ростовской области, Свердловской области, Тульской области.
Проект федерального закона был доработан Законодательным Собранием Краснодарского края с учетом замечаний, изложенных в заключении Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам экономической и промышленной политики на данный проект федерального закона.
Согласно положениям статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат определенные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации средства, получаемые в том числе на основании договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации средства. В силу этого к полномочиям органов государственной власти субъектов отнесено в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации определить как средства, подлежащие казначейскому сопровождению, так и в случае необходимости и целесообразности средства, не подлежащие казначейскому сопровождению (в том числе субсидии, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации региональным государственным фондам развития промышленности). В этой связи законопроект соответствует названной статье Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" позволит усилить эффективность реализации бюджетных средств, направляемых на обеспечение деятельности региональных фондов, оказать меры поддержки большему количеству субъектов деятельности в сфере промышленности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.