Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 116676-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования регулирования сферы обращения с твердыми коммунальными отходами. Положения законопроекта коррелируются с пунктом 1 раздела III протокола совещания Проектного комитета Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экология и природные ресурсы" от 19 апреля 2021 N 3-21/п, а также с пунктом 5 Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления от 19 августа 2021 г. N 5.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 в рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации установлен целевой показатель, в соответствии с которым к 2030 году необходимо создать устойчивую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), обеспечивающую снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Достижение указанного целевого показателя представляется возможным посредством реализации мероприятий по компостированию ТКО и производству топлива из ТКО, что позволит значительно снизить объем захораниваемых отходов и негативное воздействие на окружающую среду, улучшить санитарное состояние объектов размещения отходов (за счет снижения уровня запаха от органической части ТКО), тем самым снизить социальную напряженность.
В ходе правоприменительной практики законодательства Российской Федерации в сфере обращения с ТКО были выявлены проблемы, связанные с неоднозначностью отдельных положений в части отнесения процессов производства топлива и компоста, технического грунта и других органических удобрений из ТКО к тем или иным видам деятельности по обращению с отходами. Так, исходя из существующего законодательства Российской Федерации указанные процессы участники рынка, органы власти и надзорные органы могут рассматривать как процесс, относящийся к обработке, либо обезвреживанию, либо утилизации ТКО.
Отсутствие определенности в указанном вопросе ведет к трудностям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при определении источников финансирования таких проектов (предельные тарифы в области обращения с ТКО или иные источники), установлению требований к таким видам деятельности и реализуемым проектам, возможности финансирования со стороны государства (в том числе в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология") и др.
В настоящий момент в России функционирует 16 объектов по компостированию отходов и 2 объекта, на которых производится топливо из отходов. В федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено создание более 170 объектов компостирования органической фракции твердых коммунальных отходов и 80 объектов производства топлива из отходов. При этом такие объекты в федеральной схеме рассматриваются как объекты утилизации отходов, поскольку результатом их работы являются грунт и топливо, которые используются вместе с первичными материалами и замещают их в производстве.
Кроме того, необходимо учитывать, что утилизация не относится к регулируемым видам деятельности, а расходы на утилизацию ТКО не учитываются при формировании тарифов на услуги по обращению с ТКО. Инвесторы не рассматривают возможность строительства объектов, на которых осуществляется компостирование и производство топлива, как объектов утилизации отходов, поскольку для этих объектов невозможно установить регулируемые тарифы и гарантировать возврат инвестиций.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается относить процессы получения из отходов компоста и иных органических удобрений, а также топлива к утилизации отходов, однозначно закрепив это в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с этим предлагается по аналогии с энергетической утилизацией установить государственное регулирование цен (тарифов) на деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизация твердых коммунальных отходов путем компостирования с последующим учетом соответствующих расходов в составе предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Законопроектом предусматривается выстраивание системы взаимосвязанных показателей в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Российской Федерации. На основании национальных целей развития Российской Федерации на федеральном уровне (в федеральном проекте) определяются целевые показатели в области обращения с отходами для субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами закрепляют показатели эффективности объектов обработки, обезвреживания, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, позволяющие обеспечить достижение целевых показателей по обработке, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов в субъекте Российской Федерации.
Указанные показатели эффективности объектов применяются для определения обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по реализации производственной и инвестиционной программ, а также для целей регулирования тарифов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" потребует внесения изменений в:
1. постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих взаимоотношения региональных операторов по обращению с ТКО и операторов, осуществляющих утилизацию твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизацию твердых коммунальных отходов путем компостирования.
2. постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих порядок установления тарифов операторов, осуществляющих утилизацию твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизацию твердых коммунальных отходов путем компостирования.
3. постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ", в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих порядок разработки, согласования и утверждения производственных и инвестиционных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих утилизацию твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизацию твердых коммунальных отходов путем компостирования, а также определение показателей эффективности для объектов, на которых осуществляется утилизация твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизация твердых коммунальных отходов путем компостирования.
4. постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" в части включения в нормативный правовой акт положений, устанавливающих требования к объектам утилизации твердых коммунальных отходов путем компостирования и производства топлива.
5. постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих взаимоотношения региональных операторов по обращению с ТКО и операторов, осуществляющих утилизацию твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизацию твердых коммунальных отходов путем компостирования, в части коммерческого учета твердых коммунальных отходов.
6. приказ ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих порядок установления тарифов операторов, осуществляющих утилизацию твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизацию твердых коммунальных отходов путем компостирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.