Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 116590-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" вызвана необходимостью решения проблемы получения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами обращений от граждан и организаций (в форме электронного документа) массовой рассылкой на их электронные адреса без указания конкретного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, которым указанные обращения направлены. Кроме того, законопроектом вводится дополнительная гарантия реализации права граждан на обращение путем установления вариативных форм доведения ответов до заявителя на письменные обращения и обращения в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Законопроектом предлагается в части 3 статьи 7 Федерального закона установить для граждан, направляющих обращения в форме электронного документа, обязанность указывать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (по аналогии с частью 1 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. А в случае, если обращение направленно в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, такая возможность допускается, что может способствовать злоупотреблениям со стороны недобросовестных заявителей.
Кроме того, некоторые обращения не затрагивают компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, но содержат просьбу перенаправить обращение в иной государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу с целью восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Государственные органы, органы местного самоуправления или должностные лица, получившие подобные обращения, вынуждены их направлять в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в связи с чем конечный адресат получает огромное количество обращений по одному и тому же вопросу, но от разных государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
В связи с изложенным предлагается статью 11 Федерального закона дополнить частями 1.1 и 1.2, устанавливающими следующее:
в случае, если в обращении, направленном в форме электронного документа, не указаны государственный орган, орган местного самоуправления и (или) должностное лицо, которым направлено обращение, ответ на обращение не дается;
в случае, если в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу поступило письменное обращение или. обращение в форме электронного документа, в котором содержится просьба о перенаправлении его в иной государственный орган, орган местного самоуправления и (или) иному должностному лицу, ответ на такое обращение не дается и оно не подлежит направлению в указанные органы и (или) должностному лицу. При этом гражданин, направивший обращение, уведомляется о том, что обращение должно направляться непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Таким образом, федеральное законодательство на сегодняшний день не предусматривает иные формы доведения ответа до заявителя иначе как путем предоставления письменного ответа на письменное обращение или ответа в электронной форме на обращение, поступившее по электронной почте. Вместе с тем на практике нередки случаи, когда заявитель, направивший обращение в письменном виде, просит уведомить его о результатах рассмотрения по адресу электронной почты и, наоборот, по почтовому адресу.
В целях реализации указанной возможности предлагается ввести дополнительную гарантию реализации права граждан на обращение, дополнив статью 10 Федерального закона частями 5 и 6, закрепляющими за гражданами право получить копию ответа по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в обращении, если такие просьбы будет выражены заявителями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.