Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 12 апреля 2022 г. N 3.6-03/1401
по проекту федерального закона N 98359-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обеспечении устойчивой работы транспортного комплекса и поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 апреля 2022 года (проект N 98359-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон содержит меры, реализация которых позволит нивелировать последствия текущей внешнеполитической ситуации и поддержать отечественные транспортные компании.
Предлагается внести следующие корректировки в шесть федеральных законов:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению случаев и порядка установления условий распределения иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам, а также в части смягчения требований к движению тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам при осуществлении международных перевозок грузов;
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части смягчения требований к движению тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам при осуществлении перевозок грузов по территории Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части отнесения к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, деятельность по перевозке морским и речным транспортом грузов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по территории Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также от мест погрузки с территории Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации до первого места выгрузки или перегрузки за пределами территории Российской Федерации, а также деятельность, связанная с разработкой и созданием автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, баз данных, входящих в ее состав, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной системы, а также с осуществлением хозяйствующим субъектом функций ее оператора;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления упрощенного порядка изменения межрегионального маршрута в случае, если такие изменения не приводят к нарушению требований к расписаниям отправления транспортных средств, а также в части расширения перечня случаев, при которых допускается переоформление свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
- Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления перевозчикам возможности при осуществлении внутрироссийских грузовых перевозок многократно использовать иностранные контейнеры, перевозимые железнодорожным транспортом, морскими, речными судами и судами смешанного (река-море) плавания, в пределах срока временного ввоза данных контейнеров. В настоящее время контейнеры, ввезенные на территорию Российской Федерации, могут лишь однократно использоваться для внутренних перевозок по территории Российской Федерации в пределах срока временного ввоза;
- Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями определять в 2022 году особенности проведения государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (включая мораторий на проведение проверок), открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного (река-море) плавания, железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
Таким образом, Федеральный закон предусматривает следующие антисанкционные меры:
- позволяет в ускоренном режиме вводить в эксплуатацию пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, наладить в короткие сроки новые транспортно-логистические коридоры;
- облегчает контрольно-надзорные процедуры в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях беспрепятственного и быстрого прохождения через государственную границу транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости;
- создает механизм регулирования участия иностранных компаний (инвесторов) в российских организациях, которые оказывают услуги по перевозке имеющих стратегическое значение грузов морским и речным транспортом, а также ограничения для иностранных инвесторов участвовать в деятельности, связанной с разработкой, созданием и эксплуатацией информационных технологий в области воздушных перевозок;
- позволяет внести изменения в механизм лизинга морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, препятствующие их аресту;
- создает условия для сокращения дефицита контейнеров для осуществления каботажных перевозок железнодорожным, морским и речным транспортом.
Поддерживая в целом рассматриваемый Федеральный закон, комитет выражает обеспокоенность в отношении тех норм, которые позволяют осуществлять перевозку грузов без оформления специального разрешения и без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования, в случае если масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 10% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства. Действующим законодательством допускается превышение весовых параметров лишь на 2%, что связано с возможной погрешностью средств измерений. Увеличение допустимых весовых параметров транспортных средств, по мнению комитета, повлечет за собой повреждение автомобильных дорог, ухудшение безопасности дорожного движения, а также поставит под сомнение достижение целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а именно приведение в нормативное состояние до 50% протяженности автомобильных дорог регионального значения и до 85% протяженности автомобильных дорог в крупнейших городских агломерациях. Так, например, в настоящее время допустимая масса пятиосного транспортного средства составляет 40 тонн, а шестиосного и более - 44 тонны. При увеличении этих весовых параметров на 10%, допустимая масса пятиосного транспортного средства составит 44 тонны, а шестиосного - 48,4 тонны.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают Федеральный закон.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.