Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 апреля 2022 г. N 3.5-03/835
по проекту федерального закона N 98432-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации с целью установления дополнительных особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году, направленных на поддержание финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом устанавливается право Министерства финансов Российской Федерации предоставить в 2022 году регионам с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности не выше 1,5 бюджетные кредиты из федерального бюджета на срок до 2028 года включительно для погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, которые подлежат погашению в марте - декабре 2022 года. Плата за пользование бюджетным кредитом составит 0,1% годовых.
Комитет полагает, что необходимо предусмотреть предоставление финансовой помощи из федерального бюджета отдельным субъектам Российской Федерации, которые в январе - феврале 2022 года осуществили погашение долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Законом также предусматривается возможность предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в размере не выше одной десятой законодательно утвержденного объема доходов регионального бюджета на 2022 год при условии возврата не позднее 30 декабря 2022 года.
Регионы освобождаются от погашения в 2022 году задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам с учетом продления реструктуризации обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией, в том числе в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации. Срок погашения задолженности по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации, в соответствии с Законом продлевается до 2029 года.
Предусмотрено также проведение в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) регионов перед Российской Федерацией в пределах остатков не погашенной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам для частичного покрытия дефицитов региональных бюджетов.
Следует отметить, что Правительство Российской Федерации наделяется правом списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предусмотренным Законом, в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов. Порядок реализации указанного списания задолженности определяется Правительством Российской Федерации.
Кроме того, до 1 января 2023 года приостановлено действие ряда норм Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью обеспечения реализации предлагаемых механизмов поддержки финансовой устойчивости регионов.
В ходе рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении в него был внесен ряд существенных поправок, подготовленных сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы.
Так, общий объем средств федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицитов региональных бюджетов со сроком погашения в марте - декабре 2022 года увеличен до 390,7 млрд рублей, при этом предоставлена возможность погашения за счет указанных бюджетных кредитов соответствующих долговых обязательств муниципальных образований по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций.
Кроме того, размер бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации будет определяться на основании общего объема доходов регионального бюджета, а не объема собственных доходов, а срок возврата указанного бюджетного кредита продлен с 20 декабря до 30 декабря текущего финансового года.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Первый заместитель |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.