Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 апреля 2022 г. N 3.2-04/1514
по проекту федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 94578-8), принятый Государственной Думой 20 апреля 2022 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 94578-8 был разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года.
Федеральный закон направлен на ускорение реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, предусмотренных утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, осуществляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в целях сокращения дефицита социальных объектов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.
Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом устанавливается, что положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (наименование в редакции Федерального закона) (далее - Федеральный закон N 254-ФЗ), действовавшие ранее в отношении магистральной инфраструктуры, применяются в отношении приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры (далее - приоритетные проекты). Закрепляется, что приоритетными проектами являются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры.
Федеральным законом расширяется перечень объектов инфраструктуры, в который включены:
магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - объекты магистральной инфраструктуры);
объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федераций, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования (далее - объекты социальной инфраструктуры);
объекты промышленной инфраструктуры, строительство которых осуществляется в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов (далее - объекты промышленной инфраструктуры).
Также уточняется, что Правительством Российской Федерации утверждается перечень объектов инфраструктуры, необходимых не только для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, но и для их модернизации и расширения.
При этом в Федеральный закон "Об охране озера Байкал" и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вносятся положения, согласно которым в перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности указанных железнодорожных магистралей, включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством и реконструкцией объектов, и не допускается включение объектов, предназначенных для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Федеральным законом закрепляется, что строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством. Также закреплено, что положения Федерального закона N 254-ФЗ не применяются в отношении строительства объектов магистральной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры и объектов промышленной инфраструктуры на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, на землях особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство объектов инфраструктуры на этих землях осуществляется в соответствии с общими правилами и требованиями.
Федеральным законом устанавливается, что при реализации проектов по строительству всех без исключения объектов капитального строительства вводится запрет на истребование документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных указанным органам организаций. Наряду с этим Федеральным законом упрощается процедура оформления прав граждан на земельные участки предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости в части установления срока выполнения кадастровых работ - не более трех рабочих дней, за исключением случая, когда требуется проведение обязательного согласования местоположения границ земельного участка. Также устанавливаются сокращенные (3-дней) сроки государственной регистрации прав в отношении указанных объектов. Введены особенности государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении линейного объекта, направленные на сокращение административных процедур.
Федеральным законом вносится дополнение в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому региональный оператор может уплачивать подрядной организации в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, но только в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются положения, согласно которым в 2022 году Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать решения, предусматривающие:
особенности выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, когда выдача таких заключений, разрешений не требуется;
случаи, при которых при осуществлении градостроительной деятельности не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, за исключением случаев, при которых такая деятельность оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.