Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 25 апреля 2022 г. N 3.4-05/533
по проекту федерального закона N 85462-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Узбекистан и граждан Республики Узбекистан на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Узбекистан и граждан Республики Узбекистан на территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2022 года.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Узбекистан и граждан Республики Узбекистан на территории Российской Федерации (далее - Соглашение) подписано в городе Москве 21 мая 2021 года и городе Ташкенте 17 июня 2021 года и направлено на создание благоприятных условий для пребывания граждан государства одной Стороны на территории государства другой Стороны.
Соглашением предусматривается освобождение граждан государства одной Стороны, временно пребывающих на территории государства другой Стороны, от обязанности регистрации (постановки на учет по месту их пребывания) в компетентных органах принимающего государства в течение 15 дней с даты въезда.
В случае пребывания гражданина государства одной Стороны на территории государства другой Стороны свыше 15 дней указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах государства въезда в соответствии с его законодательством.
В настоящее время аналогичный подход применяется по отношению к гражданам Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Армении и Киргизии, в соответствии с двусторонними соглашениями.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту реализация Соглашения не повлечет в значительной степени увеличение количества пребывающих на территории Российской Федерации граждан Республики Узбекистан и не приведет к снижению эффективности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции за их проживанием и пребыванием в Российской Федерации.
Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Узбекистанская сторона ратифицировала Соглашение.
Каждая из сторон может прекратить действие Соглашения, уведомив об этом другую Сторону в письменной форме по дипломатическим каналам. В этом случае Соглашение прекращает действие по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления. Также предусмотрено, что каждая Сторона в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения может приостановить действие Соглашения полностью или частично. Письменное уведомление о принятом решении направляется другой Стороне не позднее чем за 72 часа до такого приостановления.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, в отношении срока постановки на учет по месту пребывания в Российской Федерации, установленного частью 3 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Кроме того, предметом Соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к Федеральному закону реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Ратификация Соглашения будет способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают ратификацию Соглашения, заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Узбекистан и граждан Республики Узбекистан на территории Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.