Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 119419-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы включаются:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно, для выполнения требований статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих заработную плату, включая, в том числе и компенсационные выплаты.
Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 года N 38-П указывается на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 года N 17-П аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
При принятии этих постановлений судьи исходили из следующего. Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, который предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. Положения трудового законодательства предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях.
Как видно, хотя итоговые выводы суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда.
Таким образом, внесение предполагаемых законопроектом изменений позволит обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде минимального размера оплаты труда без необходимости обращаться для дополнительных разъяснений к актам Конституционного Суда Российской Федерации для получения отдельных заключений о допустимости или недопустимости включения в состав заработной платы тех видов компенсационных выплат, которые не были упомянуты в постановлениях от 07.12.2017 года N 38-П и от 11.04.2019 года N 17-П.
Подход к определению совокупности выплат, образующих заработную плату для целей ее сравнения с МРОТ и с минимальным размером заработной платы в субъекте Российской Федерации, должен быть одинаков, что обуславливает необходимость внесения изменений в статью 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что на сегодняшний день на практике во многих организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы, на государственной службе для значительной части работников установлены оклады ниже МРОТ, что является недопустимым и требует соответствующей корректировки.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.