Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) в части установления новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Законопроект соответствует пункту 132 единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года N 996-р, в части развития комплексной системы обращения с ТКО.
Так, законопроектом предлагается внести изменения в понятийный аппарат Федерального закона и в его отдельные положения Федерального закона, а именно в части организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории субъекта Российской Федерации и эксплуатации объектов размещения отходов, подлежащих рекультивации до 1 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 11 санитарных правил и норм СанПин N 2.1.3684-21 от 28 января 2021 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки в местах накопления ТКО.
Негативное воздействие от накапливаемых отходов на окружающую среду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях незначительное из-за экстремальных природно-климатических условий и вечной мерзлоты.
В связи с изложенным предлагается увеличить срок накопления отходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на срок до двадцати четырех месяцев.
В настоящее время местные региональные оператора не могут в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с труднодоступностью и отдаленностью некоторых населенных пунктов осуществлять свою деятельность. Законопроектом предлагается статью 6 дополнить абзацем, содержащим нормы установление порядка определения оператора по обращению с ТКО, исполняющего функции регионального оператора в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора, установленного Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 24.6 Федерального закона в части деятельности регионального оператора на территории отдельных населенных пунктов, согласно которым субъекты Российской Федерации наделяются правом определять оператора по обращению с ТКО, исполняющего функции регионального оператора в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора, установленного Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО, как это установлено пунктом 6 статьи 24.7 Федерального закона.
Основанием, устанавливаемым субъектом Российской Федерации, по которым юридическое лицо может быть лишено права отказаться от заключения договора, служит нарушение нормативных правовых актов, принятых на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона, полномочиями по принятию нормативов накопления ТКО и порядка их накопления наделены субъекты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить нормы, согласно которым юридическое лицо, которое отказалось от заключения договора с региональным оператором, предоставляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации правоустанавливающие документы на объект размещения и (или) объект обезвреживания отходов, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором находится указанный объект, техническую документацию по оборудованию и специализированной технике, которые будут использоваться при эксплуатации объектов по обращению с ТКО, что должно быть отражено в порядке, принимаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законопроектом также увеличивается срок эксплуатации объектов размещения ТКО, указанных в пункте 8 статьи 29.1 Федерального закона, до 1 января 2030 года.
Предлагаемый срок синхронизируется со сроком, установленным в Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", по обеспечению ста процентов сортировки отходов и уменьшения вывоза отходов на полигоны в два раза.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" потребует внесение изменений:
1) в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156;
2) в Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039;
3) в Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.