Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения" (далее - законопроект) обеспечит реализацию поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. N Пр-1918.
Законопроект направлен на обеспечение Народной программы партии "Единая Россия" в части разработки программ по стимулированию заключения договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах.
Конституцией Российской Федерации гарантируется возможность для каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" к основным принципам государственной политики в сфере образования относит свободу выбора получения образования и недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Сложившаяся система целевого набора нарушает закрепленные принципы законодательства: целевое обучение недоступно всем гражданам Российской Федерации на конкурсной основе.
Законопроект направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей, совершенствование системы подготовки специалистов, расширение возможностей для молодежи в бесплатном получении востребованной профессии и создание гарантий трудоустройства после завершения целевого обучения.
Одной из основных задач системы высшего образования является подготовка специалистов для обеспечения социально-экономического развития. В России наблюдается дефицит квалифицированных специалистов по ряду отраслей. По данным ВЦИОМ по специальности в среднем не работает 47% граждан России, а 37% работодателей называют кадровый дефицит основной сложностью ведения бизнеса. Это свидетельствует о разориентированности профессионального образования и запроса рынка труда.
В предстоящие два года в высших учебных заведениях будет дополнительно открыто еще 45 тысяч бюджетных мест. Необходимо, чтобы такие масштабные вложения в высшее профессиональное образование стали инвестициями в национальную экономику и в реальное успешное будущее выпускников школ.
Законопроектом предлагается использовать уже созданный суперсервис "Поступление в вуз онлайн", что позволит подавать через портал госуслуг онлайн-заявки на конкурсное целевое обучение по программам высшего профессионального образования.
Суперсервис "Поступление в вуз онлайн" предлагается использовать в целях:
- выбора образовательного учреждения и конкурсной группы для поступления на целевое место
- информирования об условиях конкурса на целевое место;
- информирования об условиях договора о целевом обучении;
- заполнения заявки на конкурсное целевое место и отправления ее в вузы.
Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер.
В заявке на целевое обучение каждый поступающий сможет увидеть:
1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения;
2) сведения о субъекте Российской Федерации, в котором будет осуществляться трудовая деятельность в соответствии с полученной квалификацией после завершения обучения (Заказчики целевого обучения, относящиеся к организациям ОПК, смогут не указывать в своей заявке регион, в котором будет осуществляться трудовая деятельность);
3) сведения о ВУЗе;
4) сведения об отраслевых (региональных) мерах социальной защиты;
5) сведения о критериях отбора поступающих (участие в олимпиадах, окончание общеобразовательной организации с отличием и др.).
6) сведения о возможных требованиях к успеваемости лица, проходящего целевое обучение.
7) сведения о наставничестве со стороны заказчика целевого обучения, а также об условиях прохождения производственной практики у заказчика целевого обучения.
8) сведения о возможности получения дополнительного образования по предлагаемому образовательному модулю.
Порядок размещения заявок и сроки их размещения будет определяться Правительством Российской Федерации.
Впервые в публичном доступе появятся заявки от работодателей, с которыми сможет ознакомиться любой выпускник школы и любая семья. Впервые открытым и публичным станет конкурс на каждую учебную и одновременно рабочую вакансию и впервые эта вакансия на конкурсной основе становится доступной для любого выпускника из любого региона, что открывает новые возможности для самореализации молодых людей и выбора места для жизни и работы. Дополнительно это позволит исключить, в том числе и коррупционные риски.
Данный подход позволит увидеть объективную оценку работодателей по вопросам качества профессионального образования.
По итогам конкурса на целевое место, соискатели смогут заключить в электронной форме договор с заказчиком целевого обучения и ВУЗом.
Порядок поступления в специализированные ВУЗы, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством предусмотрены военная или приравненная к ней служба, сохраняется прежним.
Предлагаемый законопроектом механизм устанавливает баланс взаимной ответственности каждой стороны договора о целевом обучении по принятым на себя обязательствам.
Законопроектом уточняются уже существующие положения об ответственности за неисполнение каждым участником договора о целевом обучении.
В частности, при неисполнении заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, будет выплачиваться штраф в размере понесенных бюджетных расходов. Штраф зачисляется в бюджет, из которого было оплачено обучение.
Законопроект исключает возможность поступления на целевое место с последующим отказом от исполнения договора со стороны студента по неуважительным причинам.
Также законопроектом создается прозрачная система привлечения частных инвестиций в целевое образование. Предложение о том, чтобы наряду с бюджетным целевым набором ввести открытый и доступный всем целевой набор вне контрольных цифр приема, является выгодным вложением для крупных корпораций работодателей, поскольку это вложения не только в студента, но и в научную школу, технологии и дополнительные тематические образовательные курсы подготовки специалистов. Конкурс на внебюджетное целевое место будет проводиться исключительно между абитуриентами, подавшими документы на это место в публичном порядке, в том числе через портал госуслуг.
Целевое обучение будет оплачиваться будущим работодателем. Частный заказчик целевого обучения также будет наделен дополнительными полномочиями: он сможет самостоятельно определять продолжительность будущей трудовой деятельности выпускника.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации законопроект позволит обеспечить сопоставление видов экономической деятельности и занятий с профессиями, специальностями и направлениями подготовки при формировании общих объемов контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Законопроект позволит обеспечить качественные преобразования системы соответствия высшего профессионального образования и запросов экономики в подготовке востребованных специалистов. Кроме того, создадутся условия для региональной миграции на основе личной инициативы и выбора обучающегося.
Предлагаемый механизм позволит оценивать эффективность бюджетных вложений на подготовку квалифицированных кадров и влиять на обеспечение баланса рынка труда. Это позволит реализовать возложенное на Минобрнауки России полномочие по разработке прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда (статья 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Важнейшими преимуществами предлагаемого законопроектом механизма являются информированность выпускников школ, доступность и прозрачность их участия в конкурсе, планирование будущей профессиональной деятельности, а также гарантия первого рабочего места.
Новый статус частно-государственного партнёрства через инвестиции в образование сформируют дополнительный запрос и одновременно требуемый ответ в реализации современных производств и проектов развития в различных сферах экономики.
Предлагаемый законопроектом подход обсуждался на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации на тему "Актуальные проблемы обеспечения квалифицированными кадрами регионов".
В рамках обсуждения на площадке Совета законодателей регионы и вузы уже выразили готовность реализовать предлагаемый механизм в пилотном режиме, понимая важность и практическую полезность предлагаемого подхода.
По итогам предварительного обсуждения с Минобрнауки России и Минцифры России сформировано общее предложение о том, что в 2022 году представляется необходимым отобрать ряд субъектов Российской Федерации для реализации предложенного механизма в пилотном формате, а в 2023 году запустить законодательный механизм в полном объеме.
По мнению Минцифры России, потребует донастройки существующий портал, что в свою очередь не потребует дополнительного бюджетного финансирования и позволит обеспечить эффективное расходование средств. Реализация предлагаемого законодательного механизма будет обеспечена в рамках уже заложенных средств на функционирование суперсервиса.
Законопроект концептуально поддержан большинством субъектов Российской Федерации, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, Минобрнауки России, Минцифры России, Минфином России, Минтрудом России, Минпросвещения России, АО "ОСК", Госкорпорацией "Росатом", Государственной корпорацией "РОСТЕХ", Ассоциацией "Глобальные университеты", Ассоциацией ведущих университетов, Ассоциацией классических университетов (АКУР), МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, НИУ "МИЭТ", Нижегородским государственным университетом имени Н.И. Лобачевского, НИУ ВШЭ, Российской академией наук, Российской академией образования, Российским союзом ректоров, Российским движением школьников, Российским государственным аграрным университетом имени К.А. Тимирязева, Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербургским государственным университетом технологии и дизайна, Сеченовским Университетом, ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Обеспечение предлагаемого законопроектом механизма будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.