Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 45636-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части повышения эффективности противодействия самовольным подключениям к энергосетям)", внесенному депутатами Государственной Думы Н.Ю. Петруниным, Ю.А. Станкевичем
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается уточнить состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пояснительной записке введение уголовной ответственности за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам (статья 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ставит физических и юридических лиц в неравное положение, поскольку физические лица за совершение повторного противоправного действия несут уголовную ответственность, а юридические лица - административную ответственность в пределах, установленных для первого административного правонарушения в части 1 статьи 7.19 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что в соответствии с статьей 215.3 УК РФ к уголовной ответственности за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам привлекаются лица, подвергнутые административному наказанию за аналогичное деяние. С установлением в проектной редакции части 2 статьи 7.29 КоАП РФ административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, возникнет неопределенность - после совершения какого административного правонарушения будет наступать уголовная ответственность.
С учетом изложенного полагаем возможным дополнить статью 7.19 КоАП РФ новой частью, предусмотрев административную ответственность за повторное самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам и указав в санкции только юридические лица.
Проектное примечание к статье 7.19 КоАП РФ предусматривает, что для целей применения данной статьи под самовольным (несанкционированным) подключением понимается осуществленное с нарушением установленного законом и (или) договором порядка присоединения (подключения) в сетям, системам и трубопроводам. Следует отметить, что в нормативных правовых актах Российской Федерации не содержится единого понимания терминов "самовольное" и "несанкционированное". Так, в пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, под самовольным подключением понимается как присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении, так и подключением с нарушением условий договора. В пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства является одним из способов бездоговорного потребления электрической энергии. В пункте 40 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 614 под несанкционированным подключением понимается подключение с нарушением установленного порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 6 мая 2011 года N 354" следует читать "от 29 июля 2013 г. N 644"
Таким образом, содержание примечания нуждается в уточнении, поскольку не учитывает случаи подключения к сетям, трубопроводам и т.п. без заключения договора.
В отношении проектной части 7 статьи 29.11 КоАП РФ отмечаем, что собственники электрических и тепловых сетей, нефте-, нефтепродукто- и газопроводов, к которым было произведено самовольное (несанкционированное) подключение, являются потерпевшими в силу того, в результате указанных действий у них произведено хищение. Потерпевшие являются участниками производства по делам об административных правонарушениях и обладают соответствующими правами и обязанностями (статья 25.2 КоАП РФ). Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Обязанность признания собственника энергосети или энергоресурса, у которого произведено хищение, потерпевшим подразумевается в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ и не должна оговариваться особо.
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.