Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 90752-8 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка подтверждения права на применение нулевой ставки НДС экспортерами),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагаются меры, направленные на упрощение порядка документального подтверждения ставки НДС в размере 0 процентов, которое стало возможным в связи с развитием цифровых технологий, а также на снижение административных издержек налогоплательщиков:
1) взамен представления документов на бумажных носителях (контракта и деклараций на товары) налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы реестры в электронной форме, которые будут включать сведения как из деклараций на товары, так и из контракта;
2) момент определения налоговой базы по неподтвержденному экспорту товаров предлагается определять не в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а на последнее число квартала, на которое приходится истечение срока, указанного в пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса (срока, установленного для представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, указанные изменения позволят налоговым органам обрабатывать представленные налогоплательщиком в составе реестров сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления представленных данных со сведениями, получаемыми в электронном виде от ФТС России в рамках информационного обмена.
Возможность представления сведений посредством реестра появилась у налогоплательщиков с 2015 года, однако только в части сведений из таможенных деклараций. При этом, правоприменительная практика администрирования нулевой ставки НДС в условиях замены представления таможенных деклараций на реестры, представляемые в электронной форме и содержащие сведения из таких деклараций, показало свою результативность.
Таким образом, предлагаемые рассматриваемым законопроектом изменения будут способствовать дальнейшему снижению административной нагрузки на налогоплательщиков и упрощению процесса проверки и подтверждения ставки 0 процентов по НДС для налоговых органов. В связи с этим концепция законопроекта Комитетом поддерживается.
В то же время при подготовке законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
1) возможность представления предусмотренных законопроектом реестров в электронной форме, включающих в себя сведения из деклараций на товары и из контракта, не только в целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, но и в целях пунктов 7 и 7.2 статьи 198 Налогового кодекса (т.е. при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и реэкспорта);
2) уточнение порядка представления документов в случае, если экспортируемые товары или вывозимые припасы ввозились в портовую особую экономическую зону. При этом следует уточнить, почему для подтверждения экспорта товаров в указанном случае вместо контракта и деклараций на товары не могут быть представлены реестры, содержащие сведения из указанных документов;
3) целесообразность наличия в пункте 9 статьи 167 Налогового кодекса, регулирующем вопросы момента определения налоговой базы по операциям, облагаемым нулевой ставкой НДС, нормы о сроке сбора документов по операции реализации экспортируемых товаров или вывозимых припасов в случае если они ввозились в портовую особую экономическую зону. Представляется, что данный вопрос урегулирован в абзаце первом пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса;
4) целесообразность предлагаемого законопроектом дополнения пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса уточнением, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 153 Налогового кодекса.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, в частности к предлагаемым поправкам в пункты 15 и 16 статьи 165 Налогового кодекса.
У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения к законопроекту отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 90752-8 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.