Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются изменения, направленные на совершенствование механизмов создания и управления особыми экономическими зонами, упрощение порядка получения статуса резидента такой зоны, на расширение перечня разрешенных видов деятельности на территориях особых экономических зон, на рациональное использования земельных участков в границах особых экономических зон.
По результатам рассмотрения представленного законопроекта сообщаем следующее.
В проектируемой редакции пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и далее по тексту проекта закона наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо привести в соответствие с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Проектируемую часть 3 статьи 4 Федерального закона в части общего запрета создания особой экономической зоны в границах особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны, следует согласовать с частью 2 проектируемой статьи 6.2 Федерального закона, исключающую возможность создания туристско-рекреационной особой экономической зоны не только на особо охраняемой природной территории, но и на землях природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных землях.
Согласно проектируемому пункту 11.3 части 1 статьи 8 Федерального закона уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заключает соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны в соответствии с положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим положения проектируемого подпункта 22 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса в части утверждения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти примерной формы указанного соглашения целесообразно отразить в нормах Федерального закона, исходя из предмета его правового регулирования.
В проектируемой части 9 статьи 9 Федерального закона предусматривается внесение в реестр резидентов особой экономической зоны записи о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда либо в случае передачи полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управляющей компании. Данное положение проекта требует уточнения, поскольку не соотносится с частью 8 статьи 9 Федерального закона, предусматривающей лишение лица статуса резидента особой экономической зоны только в судебном порядке, в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Кроме того, ни Федеральный закон, ни законопроект не содержат такого основания для лишения лица статуса резидента особой экономической зоны или расторжения соглашения об осуществлении деятельности, как "передача полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управляющей компании".
Согласно проектируемым пункту 5 части 1 статьи 13, пункту 5 части 1 статьи 13.1, пункту 5 части 1 статьи 13.2 Федерального закона лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, обязано предоставить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. Обращаем внимание, что аналогичные требования, предъявляемые к управляющей компании, предусматривают, кроме того, подтверждение отсутствия задолженности по уплате пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (проектируемый пункт 2 статьи 2 Федерального закона).
По проекту закона имеются следующие замечания юридико-технического характера.
Наименование проекта федерального закона необходимо оформить следующим образом:
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.