Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры
по проекту федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в части механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами, а также упрощения порядка получения статуса резидента особой экономической зоны)
внесен - Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 февраля 2022 года Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры (соисполнитель) (далее - Комитет) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами, а также упрощения порядка получения статуса резидента особой экономической зоны (далее - Законопроект, ОЭЗ).
Законопроектом предлагаются следующие изменения:
1) сокращение типов ОЭЗ с четырех до трех: промышленно-технологические, туристско-рекреационные и портовые;
2) изменение схемы управления ОЭЗ путем заключения единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом Российской Федерации, муниципалитетом и управляющей компанией, которым в том числе предполагаются определение границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, значения ключевых показателей эффективности ОЭЗ, а также полномочия всех сторон;
3) установление необходимости предоставления заявки с обоснованием в Минэкономразвития России при расширении границ действующих ОЭЗ путем включения новых участков при условии загруженности более 50 процентов мощностей построенных объектов инфраструктуры ОЭЗ и (или) более 50 процентов общей площади земельных участков ОЭЗ;
4) закрепление необходимости разработки Минэкономразвития России порядка оформления и подачи заявки на расширение ОЭЗ, а также включения в заявку на создание (расширение) ОЭЗ перспективного плана развития ОЭЗ, плана обустройства ОЭЗ и проекта планировки территории ОЭЗ;
5) закрепление необходимости разработки Минэкономразвития России примерных форм документов, необходимых для функционирования ОЭЗ.
6) Возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение 5 лет подряд;
7) изменение схемы финансирования создания ОЭЗ путем исключения необходимости докапитализации акционерного общества "Особые экономические зоны";
8) расширение перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ;
9) упрощение порядка получения статуса резидента ОЭЗ;
10) установление функции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка ведения реестра резидентов ОЭЗ;
11) установление необходимости опубликования сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков, сведений о построенных, находящихся в стадии выполнения строительно-монтажных работ и планируемых к строительству объектах инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, сведений о загруженности построенных объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах, определяемых Минэкономразвития России.
Вместе с тем в целях корреляции наименования туристско-рекреационных ОЭЗ со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, и национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", по мнению Комитета, необходимо изменить на "туристско-рекреационные особые экономические зоны (туристские территории)".
Также частями 6 и 7 статьи 35 в редакции Законопроекта предусматривается, что подготовка и утверждение документации по планировке территории особой экономической зоны, созданной или планируемой к созданию на территории Северо-Кавказского федерального округа, допускаются при отсутствии документов территориального планирования или без учета ранее утвержденных документов территориального планирования. Кроме того, обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в указанном случае исключается. При этом Комитет считает недостаточно обоснованным такое исключение для конкретного федерального округа, в связи с чем предлагается распространить данное исключение на всю территорию Российской Федерации.
Одновременно с этим Комитет предлагает дополнить Законопроект возможностью установления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, особенностей предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение, особенностей технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, сетям тепло и газоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Тарбаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.