Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 123230-8 "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на изменение положений пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, а также пункта 9 части 1 статьи 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
28 марта 2022 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 497, в соответствии с которым с 01 апреля 2022 года введен так называемый "тотальный" мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении всех юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов.
При этом последствия введения "тотального" моратория на возбуждение дел о банкротстве в виде невозможности обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостановления исполнительных производств по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, в отношении практически всех должников - юридических лиц и граждан (включая индивидуальных предпринимателей) вне зависимости от наличия или отсутствия у них возможности исполнять свои обязательства, являются избыточными, создают неравные условия для субъектов экономической деятельности, могут привести к снижению финансовой устойчивости кредиторов-взыскателей, а в ряде случаев и к их банкротству. Кроме этого, последствия введения моратория в виде прекращения исполнительных производств могут привести к ухудшению финансовой дисциплины должников: должники, объективно имеющие возможность исполнять свои обязательства, перестанут это делать в связи с отсутствием какой-либо ответственности, что может негативно крайне негативно повлиять на стабильность гражданского оборота Российской Федерации, который в настоящее время уже находится в зоне турбулентности в связи с воздействием на него ограничительных мер экономического характера. Введение полного моратория на 6 месяцев без адекватных мер защиты кредиторов может вместо поддержки экономики страны привести к масштабному и системному кризису в сфере исполнения договорных обязательств.
Также необходимо отметить, что в настоящее время должник-гражданин защищен от негативных последствий принудительного взыскания по исполнительному производству, поскольку с 01 февраля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2021 года N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", устанавливающий сохранение ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. Кроме этого, Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возобновлен механизм "кредитных каникул", предусмотренный Федеральным законом от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа", в соответствии с которым гражданин - заемщик по договору потребительского кредита (займа), доходы которого сократились, вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий такого договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок до 6 месяцев.
В связи с этим предлагается внести изменения в указанные положения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми перечисленные последствия введения моратория на возбуждение дел о банкротстве наступают только в отношении должников, обладающих признаками банкротства, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", при этом такие последствия как приостановка исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем только по инициативе самого должника путем направления им соответствующего заявления.
Предлагается вступление в силу законопроекта со дня его официального опубликования в связи с необходимостью оперативного применения вводимых им положений.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.