Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 18 апреля 2022 г. Протокол N 44
по проекту федерального закона N 67162-8 "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об оптимизации деятельности мобильных групп таможенных органов),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 67162-8 "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет сообщает следующее.
Целью разработки законопроекта является повышение эффективности деятельности мобильных групп таможенных органов с учетом анализа правоприменительной практики статей 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В частности законопроектом предоставляется право таможенным органам останавливать для осуществления таможенного контроля транспортные средства, технически допустимая максимальная масса которых составляет 3,5 тонны и более, вне зон таможенного контроля на всей территории Российской Федерации в специально обозначенных местах с соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом законопроектом изменяется критерий определения массы транспортного средства, подлежащего остановке, определяется порядок предъявления и исполнения требования о перемещении транспортного средства на территорию склада временного хранения.
Комитет отмечает, что право таможенных органов на самостоятельную остановку автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля уже реализуется на протяжении нескольких лет таможенными органами на территории 25 субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 261 Федерального закона. За прошедший период не зафиксировано случаев, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, а также ситуаций с созданием заторов на дорогах вследствие остановки транспортных средств мобильными группами.
При этом деятельность мобильных групп таможенных органов характеризуется достаточно высокими показателями, в 2021 году ими остановлено для проверки более 28 тыс. автотранспортных средств, перевозивших более 498 тыс. тонн товаров. По итогам проверочных мероприятий мобильными группами выявлено 2586 транспортных средств, перевозивших более 38 тыс. тонн товаров с нарушениями законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (ввоз и оборот санкционных товаров, контрафактной продукции, применение схем "лжеэкспорта" и др.). По результатам деятельности мобильных групп во взаимодействии с иными контролирующими органами в отношении перевозчиков возбуждено 1073 дела об административном правонарушении и 34 уголовных дела. Одновременно таможенными органами отмечается значительное увеличение объема товаров, находящихся в местах хранения таможенных органов (за 2021 года рост более чем в 2 раза до 8,7 тыс. тонн товаров), а также рост затрат на аренду складских помещений для хранения указанных товаров (за 2021 год рост более чем в 7 раз до 15 млн. рублей).
Комитет поддерживает концепцию законопроекта по оптимизации контрольной деятельности мобильных групп таможенных органов.
Вместе с тем Комитет отмечает недостаточную правовую определенность проектируемого порядка взаимодействия уполномоченных должностных лиц таможенных органов и лиц, управляющих автомобильными транспортными средствами, что может повлечь как риски ухудшения положения лиц, перемещающих товары (существенное изменение маршрута следования транспорта, увеличение временных и денежных затрат), так и риски возможных злоупотреблений со стороны таможенных органов (принятие решений по единоличному усмотрению сотрудника, различные конфликты интересов).
В целях устранения отмеченной правовой неопределенности, при доработке законопроекта ко второму чтению в законопроекте необходимо предусмотреть:
1) подробную детализацию на уровне федерального закона правомочий мобильных групп таможенных органов (включая введение самого понятия "мобильная группа") по принимаемым мерам в отношении досматриваемых товаров (в том числе: особенности принятия решения о направлении товаров на склады временного хранения, введения требования о направлении транспорта на ближайший к месту остановки транспортного средства склад, определения случаев и временнОго периода, в течение которого транспортное средство может находиться на территории таких складов и другие процессуальные вопросы);
2) урегулирование вопросов взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов, при осуществлении мобильными группами таможенных органов своей деятельности (в части оперативного принятия решений о передаче товаров на хранение государственным органам в рамках их компетенций при выявлении фактов нарушения законодательства);
3) установление предельных сроков хранения на складах временного хранения товаров, невостребованных после завершения таможенного контроля и фиксации его результатов.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 67162-8 "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при условии его дальнейшей доработки ко 2 чтению по высказанным замечаниям.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.