Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются изменения, направленные на установление правовых основ для эксплуатации автономных судов.
Проектом предлагается дополнить Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) новыми понятиями "автономное судно", "полуавтономное судно", "полностью автономное судно" (проектируемые пункт 7 статьи 7 КТМ и изменения в статью 3 КВВТ).
Согласно определению полностью автономным судном признается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту при непрерывном наблюдении за судном и управлении его движением внешним экипажем, находящимся вне судна, или без непрерывного наблюдения за судном и управления его движением. Из данного определения не ясно, является ли обязательным формирование внешнего экипажа для указанного вида судов. При этом в проектируемом пункте 1 статьи 52 КТМ предусматривается наличие внешнего экипажа полностью автономного судна во всех случаях без исключений. Кроме того, лоцманская проводка полностью автономного судна возможна также в присутствии лоцмана и представителя (представителей) судовладельца на борту такого судна при непосредственном управлении судном (постановка на якорь, швартовка, вывод в море) (проектируемая часть 3 статьи 106.4 КТМ).
Проектируемая статья 106.3 КТМ устанавливает, что интересы судовладельца автономного судна (полуавтономного или полностью автономного судна) и грузовладельца такого судна представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами. Указанные положения нуждаются в согласовании со статьей 71 КТМ, в соответствии с которой капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца, если нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Положения законопроекта об ответственности судовладельца и собственника автономного судна (проектируемая статья 106.7 КТМ) нуждаются в доработке, учитывая положения международных договоров Российской Федерации, устанавливающих ответственность собственника судна (в частности, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.