Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 124020-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагается предусмотреть период, в течение которого могут подлежать исполнению в Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека, а также уточнить положения, касающиеся возможности пересмотра на основании таких постановлений судебных актов, принятых судами Российской Федерации.
Необходимость внесения таких изменений сводится к следующим обстоятельствам, которые имели место при прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы.
Российская Федерация уведомила Генерального секретаря Совета Европы о выходе из этой международной организации на основании статьи 7 Устава Совета Европы, в которой предусмотрено, что любой член Совета Европы может выйти из его состава при наличии официального уведомления.
Несмотря на наличие этого заявления о выходе, при котором применяться должна бы была статья 7 Устава Совета Европы, Комитет министров Совета Европы в своей резолюции применил статью 8 Устава Совета Европы для исключения Российской Федерации из Совета Европы, в которой предусматривается, что право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения Устава Совета Европы (что является сугубо оценочным понятием), может быть приостановлено, и Комитет министров Совета Европы может предложить ему выйти из состава Совета Европы на условиях, предусмотренных статьей 7 Устава Совета Европы. Если такой член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров Совета Европы может принять решение о том, что член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете Европы с даты, которую определяет сам Комитет министров Совета Европы.
Применив в одностороннем порядке в отношении Российской Федерации формально-принудительный механизм прекращения членства на основании якобы несоблюдения ценностей Совета Европы, соответствующее сообщество стран не может требовать соблюдения условий документов, относящихся к праву Совета Европы.
Более того, использование Комитетом министров Совета Европы статьи 8 Устава Совета Европы для прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в значительной степени повысило свободу усмотрения федерального законодателя в вопросе определения сроков дальнейшего исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека.
При таких обстоятельствах проектом федерального закона предлагается установить предельный срок исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека, который основан на дате принятия Комитетом министров Совета Европы решения о прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы, и, соответственно, предусмотреть, что постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после 16 марта 2022 г., не подлежат исполнению в Российской Федерации.
При этом в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации проектом федерального закона предусматривается, что вплоть до 1 января 2023 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации может осуществлять выплату денежной компенсации заявителю по постановлениям Европейского Суда по правам человека, вынесенным до 16 марта 2022 г.
Проектом федерального закона также вносятся изменения в отдельные положения процессуального законодательства Российской Федерации, касающиеся пересмотра судебных актов, принятых судами Российской Федерации, на основании постановлений Европейского Суда по правам человека.
Так, в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации исключаются положения о том, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Проектом федерального закона предлагается также внести изменения в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которыми не подлежат цензуре предложения, заявления и жалобы, направляемые подозреваемыми и обвиняемыми уже не в Европейский Суд по правам человека, а в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.