Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 124013-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" предусматривается период, в течение которого могут подлежать исполнению в Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека, а также уточняются положения, касающиеся возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств на основании таких постановлений.
Необходимость внесения таких изменений сводится к следующим обстоятельствам, которые имели место при прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы.
Российская Федерация уведомила Генерального секретаря Совета Европы о выходе из этой международной организации на основании статьи 7 Устава Совета Европы, в которой предусмотрено, что любой член Совета Европы может выйти из его состава при наличии официального уведомления.
Несмотря на наличие этого заявления о выходе, при котором применяться должна бы была статья 7 Устава Совета Европы, Комитет министров Совета Европы в своей резолюции применил статью 8 Устава Совета Европы для исключения Российской Федерации из Совета Европы, в которой предусматривается, что право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения Устава Совета Европы (что является сугубо оценочным понятием), может быть приостановлено, и Комитет министров Совета Европы может предложить ему выйти из состава Совета Европы на условиях, предусмотренных статьей 7 Устава Совета Европы. Если такой член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров Совета Европы может принять решение о том, что член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете Европы с даты, которую определяет сам Комитет министров Совета Европы.
Применив в одностороннем порядке в отношении Российской Федерации формально-принудительный механизм прекращения членства на основании якобы несоблюдения ценностей Совета Европы, соответствующее сообщество стран не может требовать соблюдения условий документов, относящихся к праву Совета Европы.
Более того, использование Комитетом министров Совета Европы статьи 8 Устава Совета Европы для прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в значительной степени повысило свободу усмотрения федерального законодателя в вопросе определения сроков дальнейшего исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека.
При таких обстоятельствах проектом федерального закона предлагается установить предельный срок исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека, который основан на дате принятия Комитетом министров Совета Европы решения о прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы, и, соответственно, предусмотреть, что постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после 16 марта 2022 г., не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается исключить из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения о том, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
При этом в целях защиты прав, основных свобод и законных интересов граждан Российской Федерации проектом федерального закона предполагается создание дополнительного компенсаторного механизма в рамках осуществления судами Российской Федерации производства по уголовным делам.
Для этого предлагается расширить основания для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, дополнив статью 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таким основанием, как признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации нормативного акта или его отдельного положения соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, с которым расходится используемое в судебном решении толкование.
Проектом федерального закона также уточняется предусмотренный статьей 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядок пересмотра Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вступившего в законную силу судебного решения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.