Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 125093-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения с некоторыми видами отходов производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на уточнение отдельных положений законодательства о регулировании отходов производства и потребления в части трансграничного перемещения отходов, а также уточнения терминологии по вопросам обращения с медицинскими и биологическими отходами
1. В соответствии с п. 11 статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.
Между тем, согласно ч. 3 ст. 2 Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ (далее - Базельская конвенция) "трансграничная перевозка" означает любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает, по крайней мере, два государства.
Таким образом, определением пункта 11 ст. 1 закона N 89-ФЗ не учитывается, что трансграничным перемещением является перемещение, которое имеет конечным пунктом район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, но и транзит через такой район, который имеет пунктом назначения иное место (например, открытое море - ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву, Антарктика - п. "а" 4.1 ст. IV Договора об Антарктике (в которой также запрещается удаление радиоактивных материалов - ч. 1 ст. V Договора об Антарктике).
В связи с изложенным представляется целесообразным приведение п. 11 ст. 1 закона N 89-ФЗ в точное соответствие с ч. 3 ст. 2 Базельской конвенции в части перемещения отходов через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства. Изменение также необходимо для противодействия сбросу отходов, в частности, ТКО, с транзитных судов, проходящих через районы, не находящиеся под национальной юрисдикцией Российской Федерации, если морскими течениями отходы, сброшенные в открытом море, впоследствии переносятся в территориальные воды или на прибрежные территории России, что влечет дополнительные издержки по их утилизации для прибрежных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Статья 2 содержит уточнение юридико-технического характера, направленное на приведение в соответствие терминологии законов N 89-ФЗ и N 323-ФЗ в части терминов "твердые коммунальные отходы" и "твердые бытовые отходы". Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами соответствующие отходы именуются "твердые коммунальные (бытовые) отходы", т.е. твердые коммунальные и твердые бытовые отходы отождествляются. В Федеральном законе N 89-ФЗ имеется определение твердых коммунальных отходов и отсутствует определение твердых бытовых отходов. Также 28 января 2021 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые также используют термин "ТКО" - "твердые коммунальные отходы" (например, пп. 157, 158, 171, 200 пп. "к", 203, 240, 243 и др.). В связи с изложенным, представляется целесообразным заменить термин "твердые бытовые отходы" на термин "твердые коммунальные отходы" и в п. 1 ч. 2 ст. 49 закона N 323-ФЗ.
3. В ст. 2.1 и абз.10 п. 1 ч. 1.1 ст. 8 Закона "О ветеринарии" перечисление животных и птиц через союз "и" не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию", принятому в соответствии с Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными", согласно которому птицы являются животными наряду с другими классами животных.
Данное обстоятельство создает терминологическую рассогласованность как с другими положениями закона "О ветеринарии (например, абз.6 п. 1 ч. 1.1 ст. 8 "идентификация и учет животных", когда правила идентификации и учета в равной мере применяются к птицам, как к животным). Поскольку только птицы выделены из животных и перечислены с ними через союз "и", это создает также неопределенность в порядке утилизации трупов других видов животных, которые прямо не перечислены в ст. 2.1 и абз. 10 п. 1. ч. 1.1 ст. 8 закона РФ "О ветеринарии" (земноводных, пресмыкающихся и пр.), поэтому соответствующим постановлению N 795 представляется употребление оборота "трупы животных, в том числе, птиц". Именно в законе "О ветеринарии" научная классификация животных (согласно которой птица является животным) имеет биологическое значение одновременно с правовым значением: в его разных положениях идет речь и только о "животных", и о "животных и птицах", при том, что положения этого закона, касающиеся животных, распространяются и на птиц.
Признавая необходимость унифицированного подхода к терминологии в различных нормативных актах, следует отметить, что концепции данного проекта закона направлена на уточнение терминологии, касающейся обращения с отходами. В этой связи, термин "птицы" наряду с "животными" употребляется еще в 2 законодательных актах: 1) в ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Транспортный устав железнодорожного транспорта" птица в единственном числе упоминается наряду с животными во множественном числе ("После выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон, что в транспортном и таможенном законодательстве"); 2) в п. 2 ч. 2 ст. 158 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" животные и птицы перечисляются через запятую во множественном числе ("В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, если это предусмотрено целями создания свободного склада, допускается совершение операций, связанных:... с получением приплода, выращиванием и откормом животных, птиц, аквакультуры, а также выращиванием деревьев и растений").
Изменения в вышеуказанные нормативные акты законопроектом не предусмотрены с учетом заявленных целей о регулировании вопросов обращения с отходами производства и потребления. Для приведенных положений таможенного и транспортного законодательства биологический класс животного (птица, млекопитающее и пр.), рассматриваемого в качестве перевозимого груза или товара, помещаемого под таможенный режим, принципиального значения не имеет, а правовое значение нуждается в оценке относительно обязанности уплаты таможенных платежей, перевозки животных, птиц, входящих в Красную книгу и т.д., что выходит за рамки данного проекта федерального закона.
Исключение союза "и" и перечисление животных и птиц в понятии биологических отходов через запятую, как имеет место в транспортном и таможенном законодательстве, в данном случае менее способствовало бы целям унификации терминологии: не позволило бы подчеркнуть, что птица - это животное, и создало бы неопределенность в вопросе о трупах ли птиц идет речь (так как союз "и" указывает на то, что подлежат утилизации трупы и тех, и других - и животных, и птиц).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения с некоторыми видами отходов производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения с некоторыми видами отходов производства и потребления" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения с некоторыми видами отходов производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обращения с некоторыми видами отходов производства и потребления" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.