Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 46601-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения безопасности применения пиротехнических изделий бытового назначения" внесен депутатом Государственной Думы О.А. Лебедевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона N 46601-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения безопасности применения пиротехнических изделий бытового назначения", внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Лебедевым, и в рамках вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 69-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 381-ФЗ) в целях обеспечения безопасного применения пиротехнических изделий бытового назначения. Как следует из пояснительной записки, законопроект "направлен на повышение пожарной безопасности, безопасности людей, имущества, окружающей среды", а также на сокращение числа несчастных случаев, возникающих при применении пиротехнических изделий бытового назначения.
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить понятийный аппарат ФЗ N 69-ФЗ понятием "пиротехнические изделия бытового назначения" и новой статьей 30.1 "Запрет применения пиротехнических изделий бытового назначения на отдельных территориях".
В частности, указанной статьей 30.1 определяются территории (места), где запрещается применение пиротехнических изделий. Предусматривается, что применение пиротехнических изделий бытового назначения на территории населенного пункта допускается в специально отведенных местах на открытом воздухе по решению органов местного самоуправления, требования к отведению и оснащению таких специальных мест устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере пожарной безопасности совместно с федеральными органами в сфере здравоохранения и охраны окружающей среды. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения применения пиротехнических изделий.
Статья 2 законопроекта дополняет Федеральный закон ФЗ N 381-ФЗ статьей 9.1 "Особенности осуществления торговой деятельности отдельными видами товаров", которой предлагается установить запрет на розничную продажу пиротехнических изделий бытового назначения несовершеннолетним. В свою очередь у продавца розничного магазина будет возникать право требовать удостоверяющий личность покупателя документ для установления его возраста.
Обращаем внимание, что ФЗ N 381-ФЗ определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, устанавливает общие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере торговли. Действие норм ФЗ N 381-ФЗ распространяется на всех без исключения хозяйствующих субъектов торговой деятельности независимо от реализуемых ими вида или наименования продукции (товара). Правовое регулирование особенностей торговли (оборота) отдельного вида или наименования товара регламентируется специальными правовыми нормами, поэтому предлагаемые ст. 2 законопроекта изменения в ФЗ N 381-ФЗ должны вноситься в специальный законодательный акт, регулирующий оборот пиротехнических изделий. Например, по аналогии с заложенной в Федеральном законе от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" правовой конструкцией. В частности, ч. 2 (п/п. 11) ст. 16 указанного Федерального закона установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются "несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Следует отметить, что специальным законодательным актом, который "определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями" является ФЗ N 69-ФЗ.
Кроме этого, статьей 20 ФЗ N 69-ФЗ определено, что "нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности". Развивая эти положения и в соответствии со ст. 16 ФЗ N 69-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила).
Так, на основании п/п "ж" п. 442 Раздела XXIII "Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения" Правил "применение пиротехнических изделий, за исключением хлопушек и бенгальских свечей, соответствующих I классу опасности по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", запрещается лицам, не преодолевшим возрастного ограничения, установленного производителем пиротехнического изделия". Далее данная норма конкретизируется в п. 447 Правил, которым установлен ряд ограничений к реализации пиротехнической продукции, в частности, согласно подпункту "б" п. 447 Правил "реализация (продажа) пиротехнических изделий запрещается лицам, не достигшим 16-летнего возраста (если производителем не установлено другое возрастное ограничение)".
Таким образом, требования к возрастному ограничению потребителей, приобретающих пиротехнические изделия бытового назначения, уже установлены. Пересмотр допустимого возраста возможен в рамках того же правового акта, которым такие ограничения были установлены, в связи с чем изменения следует вносить не в ФЗ N 381-ФЗ, а в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле считает внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ст. 2 законопроекта) необоснованным.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.