Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 22 апреля 2022 г. N 30/2
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении цифровых прав) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В связи с принятием федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов 1, при возникновении и обращении утилитарных цифровых прав, выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права 2, в законодательстве Российской Федерации потребовалось урегулирование вопросов, связанных с налогообложением соответствующих операций с цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА), цифровыми правами, включающими в себя и ЦФА и утилитарные цифровые права (далее - цифровые активы), налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налогом на прибыль организаций (далее - налог на прибыль).
Законопроектом прописываются особенности обложения НДС операций по реализации ЦФА, цифровых активов (прав, включающих в себя как ЦФА, так и утилитарные цифровые права). Предусматривается, что и ЦФА, и некоторые услуги операторов информационных систем, связанные с выпуском и обращением ЦФА, будут освобождены от обложения НДС. При этом консультативные услуги, оказываемые такими операторами информационных систем, а также услуги по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин, освобождены от НДС не будут.
Проектируемыми нормами устанавливается порядок определения налоговой базы по операциям с цифровыми финансовыми активами, цифровыми активами, налоговые ставки, особенности налогообложения и налоговые льготы (вычеты), а также порядок их применения. В частности, при реализации цифровых активов налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой приобретения этого цифрового актива с учетом суммы налога.
Предусматриваются особенности налогообложения НДС операций по реализации цифровых активов, а также порядок налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций доходов (прибыли) налогоплательщиков от реализации цифровых активов.
К ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный (налоговый) период.
Налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций (юридических лиц) совокупно с операциями необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы.
В отношении налоговых ставок законопроектом предусмотрено, что:
- организации, действующие на территории Российской Федерации, - обладатели цифровых активов, должны будут платить 13% налога на прибыль;
- иностранные организации (компании, зарегистрированные за пределами Российской Федерации), - обладатели цифровых активов должны будут платить 15% налога на прибыль;
В целях реализации налогового контроля проектом федерального закона предусматривается вменить обязанность эмитенту ЦФА (оператору информационной системы) предоставлять не позднее 1 февраля следующего года всю информацию обо всех операциях с ЦФА и о каждом физическом лице, который был стороной в сделках с ЦФА и являлся пользователем такой информационной системы.
Комитет отмечает, что принятие и реализация законопроекта будет способствовать разрешению вопросов, связанных с налогообложением ЦФА, цифровых активов, учитывать их особую экономическую и правовую природу, простимулирует прозрачность оборота цифровых финансовых, цифровых активов, обеспечит дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации.
С учетом всего вышесказанного, Комитет поддерживает принятие концепции законопроекта N 106872-8 в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
2Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.