Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении цифровых прав) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении цифровых прав) (далее также законопроект).
Согласно пояснительной записке определение отдельного порядка налогообложения деятельности с цифровыми финансовыми активами, цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, является необходимым условием эффективного функционирования цифровой экономики, полноценной реализации цифровых проектов и развития конкурентоспособного рынка цифровых прав в Российской Федерации.
Действительно действующее законодательство Российской Федерации не содержит специального регулирования обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации цифровых активов, обложения налогом на прибыль организаций, а также налогом на доходы физических лиц прибыли (доходов) налогоплательщиков от реализации цифровых активов, что может создавать определенную правовую неопределенность в данной сфере. Возможно, отсутствие такого регулирования, в том числе объясняет, почему в Российской Федерации пока отсутствуют цифровые финансовые активы. Ясность в правовом регулировании в данной сфере, а также возможные налоговые льготы могли бы повысить инвестиционную привлекательность в данной сфере.
Понятие цифрового права закреплено статьей 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
В настоящее время в России цифровые права закреплены в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральном законе от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утилитарные цифровые права).
Рассматриваемый законопроект посвящен налогообложению деятельности с цифровыми финансовыми активами, цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, при этом деятельность, связанная с цифровой валютой, будет регулироваться отдельным законодательным актом (проект федерального закона N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения цифровой валюты).
Основные положения проекта федерального закона N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении цифровых прав) заключаются в следующем:
- ЦФА и некоторые услуги операторов информационных систем, связанные с выпуском и обращением ЦФА, будут освобождены от обложения НДС;
- консультативные услуги, оказываемые такими операторами информационных систем, освобождены от НДС не будут;
- при реализации цифровых активов налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой приобретения этого цифрового актива с учетом суммы налога;
- к ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества;
- организации, действующие на территории Российской Федерации, - обладатели цифровых активов, должны будут платить 13% налога на прибыль;
- иностранные организации (компании, зарегистрированные за пределами Российской Федерации), - обладатели цифровых активов должны будут платить 15% налога на прибыль;
- эмитенты ЦФА (операторы информационных систем) должны будут предоставлять всю информацию обо всех операциях с ЦФА и о каждом физическом лице, который был стороной в сделках с ЦФА и являлся пользователем такой информационной системы, не позднее 1 февраля следующего года.
В целом концепция проекта федерального закона N 106872-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении цифровых прав) может быть поддержана.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.