Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 42001-8 "О внесении изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" внесен сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым и другими
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить часть третью указанной статьи положением, в соответствии с которым продолжительность неполного рабочего времени для сохранения права на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком будет устанавливаться федеральными законами.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в "одном пакете" с ним разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", закрепляющий продолжительность неполного рабочего времени для сохранения права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которая не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статьей 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в том числе в случаях, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Однако, продолжительность неполного рабочего времени, при которой застрахованное лицо не утрачивает права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирована.
Концепция рассматриваемого законопроекта в целом заслуживает поддержки. Нельзя не согласиться с тем, что его принятие позволит устранить правовую неопределенность, связанную с установлением продолжительности неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на указанное пособие, и исключить возникновение трудовых споров по данному вопросу. Однако необходимо отметить следующее:
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Таким образом, это пособие компенсирует 40 процентов утраченного заработка застрахованного лица.
Согласно части второй статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок (ч. 1 ст. 93 ТК РФ).
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (ч. 3 ст. 93 ТК РФ).
В свою очередь, "пакетный" законопроект N 41991-8 устанавливает максимальную продолжительность неполного рабочего времени для сохранения права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком на уровне 50 процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Таким образом, при принятии законопроектов N 42001-8 и N 41991-8 в представленной редакции работник, выполняющий свою трудовую функцию на условиях неполного рабочего времени, сможет заработать до 50 процентов своего среднего заработка без утраты права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Совокупно с ежемесячным пособием по уходу за ребенком такой работник сможет получить лишь 90 процентов своего прежнего среднего заработка (либо даже менее того).
В условиях санкционного давления на экономику России и ее рынок труда, сопровождаемого быстро растущей инфляцией, полагаем крайне важным не лишать работников, фактически осуществляющих уход за ребенком и находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, возможности сохранить 100 процентов прежнего среднего заработка. В противном случае, данная социально уязвимая категория работников окажется еще и дискриминированной, что противоречит базовым принципам трудового законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным представляется целесообразным при доработке законопроектов N 42001-8 и N 41991-8 ко второму чтению установить максимальную продолжительность неполного рабочего времени для сохранения права на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком в размере не менее 60 процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Также отмечаем, что рассмотрение данного законопроекта Государственной Думой должно происходить одновременно с "пакетным" законопроектом N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 15 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженными.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по представленному проекту федерального закона имеет ряд замечаний, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечания о необходимости согласования сроков вступления в силу положений законопроектов N 42001-8 и N 41991-8.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к проекту федерального закона не имеет.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не имеет замечаний и предложений по проекту федерального закона.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, считает целесообразным исключить из части третьей статьи 256 Кодекса фразу "или на дому", оставив единственный принципиальный признак работы, которая предоставляется на время отпуска по уходу за ребенком - неполное рабочее время, вне зависимости от формы организации труда (в офисе, дистанционно, на дому и т.п.).
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 42001-8 "О внесении изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.