Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126750-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (в части установления права обоих родителей быть опекунами или попечителями для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подготовлен в целях совершенствования законодательства по установлению опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также в рамках исполнения поручения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко от 1 декабря 2021 года N 636/5 по вопросу подготовки законодательной инициативы, устанавливающей право обоих родителей быть опекунами или попечителями для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Согласно положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 48-ФЗ.
В Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 (далее - Правила), установлено, что у совершеннолетнего подопечного может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов, соответствующее заявление подается опекунами, в частности, супругами совместно (пункт 7 Правил).
Из указанного положения Правил можно сделать вывод о том, что наличие супружеских отношений является одним из возможных оснований для учреждения совместной опеки (попечительства).
Вместе с тем, как следует из части 6 статьи 10 Федерального закона N 48-ФЗ, случаи установления такой опеки должны быть прямо указаны в данном Федеральном законе.
Таким образом, несмотря на предусмотренную возможность установления совместной опеки (попечительства) над недееспособным (ограниченным в дееспособности) совершеннолетним гражданином, реализация такой возможности на практике затруднительна.
Сейчас один из родителей при наступлении совершеннолетия недееспособных или не полностью дееспособных граждан (детей-инвалидов) обязан пройти судебную процедуру по установлению опекунства (попечительства).
При этом только один из родителей может представлять интересы недееспособного гражданина, второй родитель вместе с этим не может быть его представителем. Учитывая жизненные обстоятельства, которые могут сложиться, например, в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в таких случаях второй родитель не может представлять законные интересы недееспособного гражданина.
Статьей 18 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации объединённых наций 20 ноября 1989 года) установлено, что государства - участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка (подопечного) являются предметом их основной заботы.
Министерство юстиции Российской Федерации в письме проинформировало о том, что для решения обозначенной проблемы необходимо внесение изменений в Федеральный закон N 48-ФЗ в части установления случаев, в которых возможно учреждение совместной опеки (попечительства) с последующим внесением корреспондирующих изменений в Правила (письмо N 09/49487-ЕЗ от 28 апреля 2022 года).
Проектом федерального закона в целях решения обозначенной проблемы предлагается внести изменения в Федеральный закон N 48-ФЗ в части установления права родителей на совместную опеку (попечительство) над подопечными гражданами, при этом права и обязанности при совместной опеке устанавливаются отдельным соглашением, достигнутым между родителями подопечного.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (в части установления права обоих родителей быть опекунами или попечителями для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан)
Принятие федерального закона федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не повлечёт выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признаю утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (в части установления права обоих родителей быть опекунами или попечителями для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.