Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 127020-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 5.12 Дополнительного перечня мер в План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (одобренного на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 5 апреля 2022 г.) в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статьи 15, 16).
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
С учетом правовых подходов, сформированных в рамках судебной и правоприменительной практики, антимонопольные органы при применении положений Закона о защите конкуренции должны учитывать, имеется ли норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществление действий (бездействия), совершаемых в том числе на основании такого акта.
Частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 г. включительно актами Правительства Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
При этом какие-либо критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нормативно не определены.
С учетом изложенного в целях исключения правовой неопределенности в вопросе необходимости и возможности принятия антимонопольными органами мер антимонопольного реагирования при принятии актов Правительства Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 46, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами, целесообразным является введение моратория на применение антимонопольных запретов в рассматриваемых конкретных случаях.
С целью исключения возможности применения мер антимонопольного реагирования законопроектом предлагается внести изменения в статью 15 Федерального закона N 46-ФЗ в части установления моратория на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства Российской Федерации и высших должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии ими решений на основании частей 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 46-ФЗ, а также на отношения, связанные с осуществлением государственными и муниципальными заказчиками закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими решениями.
Указанная мера позволит устранить правовую неопределенность в части необходимости и возможности реализации антимонопольным органом мер антимонопольного реагирования и закрепить безусловное право в части определения единственного поставщика (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Федеральным законом N 46-ФЗ, что исключит риски привлечения субъектов Российской Федерации и государственных и муниципальных заказчиков к ответственности в соответствии с Законом о защите конкуренции при реализации ими предоставленного Федеральным законом N 46-ФЗ права.
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.