Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения бюджетного законодательства Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", а также проектом федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Целью законопроекта является установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", которым вводятся единые тарифы страховых взносов, предусматривается исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование единой суммой, которая будет распределяться Федеральным казначейством между бюджетами государственных внебюджетных фондов.
В связи с этим законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов, уплаченных всеми плательщиками страховых взносов, включая льготные категории, по следующим нормативам:
в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование 72,8 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 8,9 процента;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 18,3 процента.
Пропорция рассчитана исходя из подхода сохранения доходов каждого из государственных внебюджетных фондов от поступлений страховых взносов по соответствующему виду страхования и соответствует объему поступлений в каждый из фондов по действующим тарифам.
Также законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов в отношении выплат, получаемых прокурорами, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, судьями федеральных судов и мировыми судьями.
Учитывая, что прокуроры, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, для плательщиков, производящих выплаты в пользу указанных лиц, сохраняется действующий порядок уплаты страховых взносов.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, законопроектом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения " предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере с дохода, не превышающего 300 000 рублей за расчетный период, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В связи с этим в Бюджетном кодексе Российской Федерации устанавливается следующий норматив распределения страховых взносов, уплачиваемых в совокупном фиксированном размере:
в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по нормативу 80,1078 процента;
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - страховые взносы на обязательное медицинское страхование по нормативу 19,8922 процента.
В аналогичном порядке будут распределяться недоимки, пени и штрафы по указанным страховым взносам.
Для зачисления в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, сохраняется действующий порядок.
Поскольку законопроект является частью пакета законопроектов по оптимизации тарифов страховых взносов, в состав которого входит проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", вступление в силу которого с учетом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается с 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам (с 1 января 2023 г.), статьей 2 законопроекта также определено вступление в силу федерального закона с 1 января 2023 г.
Кроме того, в целях обеспечения непрерывности выполнения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами государственных функций и полномочий, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, законопроектом предусматривается установление особенностей порядка составления проекта бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которым проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов составляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, и вносится им в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектом соответствующего бюджета.
Законопроект прямого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации не оказывает.
В законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Основание - Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом (уточнение положений, касающихся администрирования доходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Примерный срок принятия - июль 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
2. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Основание - Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом (уточнение правил составления проекта бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период).
Примерный срок принятия - июль 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
3. Внесения изменений в приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)".
Основание - Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - утверждение новых кодов бюджетной классификации следует из статьи 1 законопроекта.
Примерный срок принятия - июль 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная налоговая служба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.