Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепление платежной дисциплины, снижение административной нагрузки для плательщиков страховых взносов путем оптимизации тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Также положения Кодекса приводятся в соответствие с проектом федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Целью законопроекта является создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающих установление единого круга застрахованных лиц и единой предельной и облагаемой базы во все государственные внебюджетные фонды.
Оптимизация тарифов страховых взносов предусматривает:
сохранение для основной категории плательщиков страховых взносов совокупного тарифа в размере 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы (в настоящее время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0%) свыше указанной предельной величины базы; тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 2,9%; тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всего фонда оплаты труда - 5,1%);
установление единой предельной и облагаемой базы для исчисления страховых взносов, а также тарифа сверх установленного предела во все государственные внебюджетные фонды;
объединение всех льготных категорий плательщиков страховых взносов в три группы:
N |
Категории плательщиков страховых взносов |
Тариф страховых взносов (период применения) |
1 группа |
Плательщики - субъекты МСП Плательщики - субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек Участники проекта "Сколково", участники проекта инновационных научно-технологических центров |
15,0% с выплат, превышающих МРОТ (на бессрочный период) |
2 группа |
Резиденты ТОСЭР Резиденты свободного порта Владивосток Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области Участники СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя ИТ-организации Российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции Организации, зарегистрированные на территории Курильских островов Российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции |
7,6% (на бессрочный период) |
Социально ориентированные некоммерческие организации Благотворительные организации |
7,6% в течение 2023 - 2024 годов |
|
3 группа |
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов Участники специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов |
0,0% (до 2027 года включительно) |
В целях унификации базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законопроектом предусмотрено включение в базу для исчисления страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования:
выплат в пользу лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
выплат в пользу постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, а также временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов) (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное медицинское страхование);
выплат в пользу студентов за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование).
Соответствующие изменения, предусматривающие расширение круга застрахованных лиц, учтены в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся изменения в федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предлагаемый подход предусматривает распределение сумм страховых взносов Федеральным казначейством по видам обязательного социального страхования в единой пропорции, применяемой ко всем плательщикам, включая льготные категории: на обязательное пенсионное страхование - 72,8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,9%, на обязательное медицинское страхование - 18,3%.
Учитывая, что прокуроры, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, судьи федеральных судов, мировые судьи не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, для плательщиков, производящих выплаты в пользу указанных лиц, начиная с 2023 года устанавливается отдельный порядок исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающий уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по тарифу 2,9% и на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%.
Кроме того, для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, законопроектом предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей.
В случае, если величина дохода таких плательщиков за расчетный период превышает 300 000 рублей, дополнительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, уплачиваемым ими в установленном совокупном фиксированном размере, так же как и в соответствии с действующим законодательством, предусматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 257 061 рубля за расчетный период 2023 года.
В целом нагрузка на плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, остается неизменной по сравнению с действующим законодательством, при этом минимальное количество платежных поручений сокращается с трех до двух (с дохода, не превышающего за расчетный период 300 000 рублей, - единое платежное поручение на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, а с дохода, превышающего 300 000 рублей, - платежное поручение на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
Введение единого тарифа страховых взносов позволит сократить количество показателей в отчетности по страховым взносам и количество платежных документов, что будет способствовать минимизации административной нагрузки на бизнес.
Кроме того, реализация законопроекта позволит одновременно решить следующие задачи:
сокращение количества моделей уплаты страховых взносов;
увеличение размеров пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам;
упрощение порядка исчисления и уплаты страховых взносов и, как следствие, сокращение объема финансовых санкций, применяемых к плательщикам страховых взносов за нарушение этого порядка.
Реализация предлагаемого подхода повлечет увеличение нагрузки на отдельных плательщиков страховых взносов в следующих отраслях с высокой долей высокооплачиваемых работников (за счет установления единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды): рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, научные исследования и разработки, финансовая и страховая деятельность.
Вместе с тем с учетом неизменности тарифов страховых взносов у таких плательщиков страховых взносов появится возможность формирования бизнес-планов на долгосрочную перспективу, а также сокращения административных расходов, связанных с уплатой страховых взносов.
Одновременно законопроектом во исполнение части третьей подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации 16 марта 2022 г. (от 10 апреля 2022 г. N Пр-622) предусматривается ежемесячное предоставление работодателями в уполномоченный орган данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.
В связи с этим положениями законопроекта предлагается указанными уполномоченными органами определить налоговые органы, в которые плательщики страховых взносов будут ежемесячно представлять упомянутые персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу, в целях оперативного использования таких данных при предоставлении мер социальной поддержки нуждающимся лицам, для отнесения граждан к категории работающих/неработающих. При этом в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность для страхователей представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исключается.
Изменение периодичности представления сведений о заработке, учитываемых в индивидуальном (персонифицированном) учете, обусловлено прежде всего необходимостью оперативного использования указанных сведений для определения уровня дохода граждан, которым меры социальной поддержки назначаются в зависимости от нуждаемости (ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (находящимся в трудной материальной ситуации) и ежемесячное пособие для одиноких родителей детей от 8 до 17 лет, установленные в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до 3 лет, установленная Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"; ежемесячная выплата для семей с детьми от 3 до 7 лет, установленная Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
На основании полученных сведений о заработной плате предполагается определять право на назначение указанных мер социальной поддержки и их размер, а также пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим гражданам.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", предусматривающие установление с 1 января 2023 года для организаций и индивидуальных предпринимателей в период применения специального налогового режима единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0,0 процента.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) с 1 января 2023 г. предусмотрено установление единого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В 2023 году прогнозируемая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) увеличится с 6 529,1 млрд. рублей до 6 557,2 млрд. рублей (увеличение на 28,1 млрд. рублей). Объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС уменьшится с прогнозируемых 588,4 млрд. рублей до 560,3 млрд. рублей (уменьшение на 28,1 млрд. рублей), при этом общая сумма доходов от поступлений страховых взносов на ОПС с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов сохранится на уровне действующего законодательства и составит 7 117,5 млрд. рублей.
В 2024 году прогнозируемая сумма страховых взносов на ОПС увеличится с 6 977,8 млрд. рублей до 7 007,8 млрд. рублей (увеличение на 29,9 млрд. рублей). Объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС уменьшится с прогнозируемых 628,8 млрд. рублей до 598,9 млрд. рублей (уменьшение на 29,9 млрд. рублей). Общая сумма доходов от поступлений страховых взносов на ОПС с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов сохранится на уровне действующего законодательства и составит 7 606,7 млрд. рублей.
В 2025 году прогнозируемая сумма страховых взносов на ОПС увеличится с 7 445,3 млрд. рублей до 7 486,5 млрд. рублей (увеличение на 41,2 млрд. рублей). Объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС уменьшится с прогнозируемых 669,0 млрд. рублей до 627,8 млрд. рублей (уменьшение на 41,2 млрд. рублей). Общая сумма доходов от поступлений страховых взносов на ОПС с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов сохранится на уровне действующего законодательства и составит 8 114,3 млрд. рублей.
При внесении в законодательство предлагаемых законопроектом изменений изменятся прогнозируемые суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также прогнозируемые объемы средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов).
Прогнозируемая сумма страховых взносов на данный вид страхования в 2023 году увеличится с 687,0 млрд. рублей до 800,3 млрд. рублей (увеличение на 113,3 млрд. рублей). Объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов уменьшится с 103,4 млрд. рублей по расчетам в соответствии с действующим законодательством до 67,9 млрд. рублей (уменьшение на 35,5 млрд. рублей), при этом общая сумма доходов от страховых взносов с учетом трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов увеличится в 2023 году с 790,4 млрд. рублей до 868,2 млрд. рублей (увеличение на 77,8 млрд. рублей).
В 2024 году прогнозируемая сумма страховых взносов на данный вид страхования увеличится с 735,2 млрд. рублей до 855,3 млрд. рублей (увеличение на 120,1 млрд. рублей). Объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов уменьшится с 110,6 млрд. рублей по расчетам в соответствии с действующим законодательством до 72,6 млрд. рублей (уменьшение на 38,0 млрд. рублей), при этом общая сумма доходов от страховых взносов с учетом трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов увеличится в 2024 году с 844,8 млрд. рублей до 927,9 млрд. рублей (увеличение на 82,1 млрд. рублей).
В 2025 году прогнозируемая сумма страховых взносов на данный вид страхования увеличится с 784,7 млрд. рублей до 914,2 млрд. рублей (увеличение на 129,5 млрд. рублей). Объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов уменьшится с 116,4 млрд. рублей до 77,4 млрд. рублей (уменьшение на 39,0 млрд. рублей), при этом общая сумма доходов от страховых взносов с учетом трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов увеличится в 2025 году с 901,1 млрд. рублей до 991,6 млрд. рублей (увеличение на 90,5 млрд. рублей).
В 2023 году прогнозируемая общая сумма доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов увеличится с 1 781,7 млрд. рублей до 1 789,0 млрд. рублей (увеличение на 7,3 млрд. рублей).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) потребует принятия:
1. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который необходим для приведения в соответствие с законопроектом положений следующих актов федерального законодательства:
1) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
2) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
3) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
5) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
6) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
8) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минздрав России, ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
2. Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", который необходим для установления в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обоснование необходимости подготовки - глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минздрав России, ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
3. Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", который необходим для уточнения положений трудового законодательства в связи с включением в базу для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование выплат в пользу работников - иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки - статья 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минздрав России, ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" потребует издания приказа ФНС России "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 6 октября 2021 г. N ЕД-7-11/875@".
Необходимость утверждения новой формы расчета и порядка ее заполнения следует из статьи 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель - ФНС России.
Соисполнители - Минфин России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Срок издания приказа - октябрь 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.