Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в соответствие с проектами федеральных законов "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", а также проектом федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" предусматривается унификация базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В связи с этим законопроектом предлагается установить идентичный круг лиц, в отношении которых осуществляются начисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а именно:
в перечень лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, включить лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включить лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, включить временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее соответственно - высококвалифицированный специалист, Федеральный закон N 115-ФЗ), а также осуществляющих трудовую деятельность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.
Учитывая, что статьей 13 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность временно пребывающего иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации, иметь действующий на территории Российской Федерации полис добровольного медицинского страхования, в целях исключения двойной страховой нагрузки по оплате медицинских услуг на указанных иностранных граждан предусмотрены соответствующие изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части:
установления с 1 января 2023 г. доли единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на финансирование накопительной пенсии и солидарной части тарифа страховых взносов;
учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сумм страховых взносов, исчисленных как доля от единого тарифа страховых взносов.
При этом предлагаемые изменения не повлияют на формирование пенсионных прав граждан.
Поскольку проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" предусмотрено объединение с 1 января 2023 г. всех льготных категорий плательщиков страховых взносов в три группы с установлением единых пониженных тарифов страховых взносов, аналогичные изменения вносятся в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
С учетом планируемого объединения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в законопроекте предлагается ввести для страхователей единую форму отчетности (далее - единая форма сведений), представляемую в объединенный фонд.
Единая форма сведений предполагает:
1) объединение всех форм отчетности, представляемой в настоящее время страхователями в ПФР (сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД, реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, по форме ДСВ-3, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ).
При этом форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" будет отменена, поскольку законопроектом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" во исполнение части третьей подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации 16 марта 2022 г. (от 10 апреля 2022 г. N Пр-622) предусмотрен переход на ежемесячное представление данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц в налоговые органы. Соответственно, сведения о работающих застрахованных лицах Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации будет ежемесячно получать от налоговых органов;
2) включение в нее отчетности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС), которая в настоящее время ежеквартально представляется страхователями в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Отдельные разделы единой формы сведений будут заполняться с той же периодичностью, которая установлена действующим законодательством (сведения о трудовой деятельности - ежемесячно (прием/увольнение - онлайн), сведения о застрахованных лицах, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя - один раз в квартал, сведения по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - один раз в квартал, о страховом стаже - один раз в год).
В целях контроля за исполнением указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761 и от 28 декабря 2012 г. N 1688 в части достижения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы для страхователей, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и осуществляющих виды деятельности, которые будут определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предусматривается отражение в единой форме сведений, дополнительных сведений о размере выплат по окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, иных выплат, в том числе в натуральной форме и за работу на условиях неполного рабочего времени.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи обязаны выдавать, а застрахованные лица имеют право получать справку о сумме заработка, на который были начислены взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, за два календарных года, предшествующие году прекращения работы или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год. Такая справка выдается в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.
Законопроектом предусматривается исключение обязанности страхователей выдавать увольняющемуся застрахованному лицу - работнику справку о сумме заработка, поскольку сведения о заработке застрахованного лица, необходимые для начисления пособий, будут содержаться в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку законопроект является частью пакета законопроектов по оптимизации тарифов страховых взносов, в состав которого входит проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", вступление в силу которого с учетом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается с 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам (с 1 января 2023 г.), статьей 13 законопроекта также определено вступление в силу федерального закона с 1 января 2023 г.
С принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" физическим лицам, занятым по гражданско-правовым договорам, будут предоставлены гарантии по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, получат право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект прямого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации не оказывает.
В законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в году устанавливается в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей величину, определяемую на соответствующий год постановлением Правительства Российской Федерации.
При увеличении предельной величины базы для исчисления страховых взносов и установлении ее такой же, как для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, размеры пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зависящие от застрахованного заработка, также увеличатся.
При условии введения предлагаемых законопроектом изменений с 2023 года расходы на указанные пособия в 2023 году не изменятся по отношению к расходам при действующем законодательстве, так как застрахованный заработок учитывается за два предыдущих года.
В 2024 году будет учитываться застрахованный заработок за 2022 год, который не изменится, и застрахованный заработок за 2023 год, который увеличится по отношению к действующему законодательству.
В 2024 году в соответствии с увеличением застрахованного заработка за два предыдущих года расходы на пособия по временной нетрудоспособности увеличатся на 16,3 млрд. рублей, расходы на пособия по беременности и родам увеличатся на 5,3 млрд. рублей, расходы на ежемесячные пособия по уходу за ребенком увеличатся на 6,8 млрд. рублей (всего на 28,4 млрд. рублей).
В 2025 году будут учитываться увеличившиеся по отношению к действующему законодательству застрахованные заработки за 2023 год и за 2024 год, в связи с чем расходы на пособия по временной нетрудоспособности увеличатся на 33,8 млрд. рублей, расходы на пособия по беременности и родам увеличатся на 10,9 млрд. рублей, расходы на ежемесячные пособия по уходу за ребенком увеличатся на 14,0 млрд. рублей (всего на 58,7 млрд. рублей).
Указанные расходы будут покрываться за счет поступлений от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законопроектом предлагается распространить обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), в 2019 году 1,1 млн. человек работали по договорам гражданско-правового характера и 2,7 млн. человек работали по трудовым договорам, одновременно работая по совместительству по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с данными о количестве физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (далее - ГПХ) и объеме выплат в пользу этих лиц, на которые начислены страховые взносы в ПФР, средняя месячная выплата по договорам ГПХ указанным лицам в 2019 году составляла 8,9 тыс. рублей, что меньше минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) и, следовательно, при расчете прогнозируемых затрат для работающих по договорам ГПХ на пособия по временной нетрудоспособности по данному виду страхования и на пособия по беременности и родам можно исходить из месячного размера пособия в размере МРОТ, при расчете затрат на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком исходить из минимального размера данного пособия.
Размеры пособий при рождении ребенка и возмещения стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) приняты при расчете прогнозируемых затрат в размерах, учтенных в расчетах к проекту федерального закона о бюджете Фонда на 2022 - 2024 годы.
Прогнозируемые расходы на пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для работающих по договорам ГПХ, а также для работающих по трудовым договорам и работающих по совместительству по договорам ГПХ оцениваются в 2023 году в объеме 20,0 млрд. рублей, в 2024 году в объеме 21.3 млрд. рублей, в 2025 году в объеме 22,5 млрд. рублей, в том числе:
для лиц, осуществляющих деятельность только в рамках гражданско-правовых договоров - в 2023 году 7,4 млрд. рублей, в 2024 году 7,8 млрд. рублей, в 2025 году 8,2 млрд. рублей;
для лиц, осуществляющих деятельность в рамках гражданско-правовых договоров и трудовых договоров одновременно - в 2023 году 12.6 млрд. рублей, в 2024 году 13,5 млрд. рублей, в 2025 году 14,3 млрд. рублей.
Прогнозируемые доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указанной категории плательщиков составляют в 2023 году 14.7 млрд. рублей, в 2024 году 15,7 млрд. рублей, в 2025 году 16.8 млрд. рублей, в том числе:
для лиц, осуществляющих деятельность только в рамках гражданско-правовых договоров - в 2023 году 4,3 млрд. рублей, в 2024 году 4,6 млрд. рублей, в 2025 году 4,9 млрд. рублей;
для лиц, осуществляющих деятельность в рамках гражданско-правовых договоров и трудовых договоров одновременно - в 2023 году 10.4 млрд. рублей, в 2024 году 11,1 млрд. рублей, в 2025 году 11.9 млрд. рублей.
Таким образом, превышение расходов над доходами для указанной категории лиц составит в 2023 году 5,3 млрд. рублей, в 2024 году 5,6 млрд. рублей, в 2025 году 5,7 млрд. рублей, в том числе:
для лиц, осуществляющих деятельность только в рамках гражданско-правовых договоров - в 2023 году 3,1 млрд. рублей, в 2024 году 3,2 млрд. рублей, в 2025 году 3,3 млрд. рублей;
для лиц, осуществляющих деятельность в рамках гражданско-правовых договоров и трудовых договоров одновременно - в 2023 году 2,2 млрд. рублей, в 2024 году 2,4 млрд. рублей, в 2025 году 2,4 млрд. рублей.
Кроме того, в соответствии с планируемыми изменениями в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации уплата страховых взносов за временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан предполагается на уровне остальных категорий застрахованных граждан.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые за работников данной категории, при предлагаемом изменении законодательства прогнозируются в объеме 6,2 млрд. рублей в 2023 году, 6,6 млрд. рублей в 2024 году и 7,0 млрд. рублей в 2025 году, что больше, чем при уплате страховых взносов в соответствии с действующим законодательством по тарифу 1,8% на 2,0 млрд. рублей в 2023 году, на 2,2 млрд. рублей в 2024 году и на 2,3 млрд. рублей в 2025 году.
Прогнозируемые расходы на пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, при сохранении действующего законодательства, при котором выплачиваются только пособия по временной нетрудоспособности, составят в 2023 году 2,9 млрд. рублей, в 2024 году 3,1 млрд. рублей и в 2025 году 3,3 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимы для уточнения положений законодательства в связи с включением в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - высококвалифицированный специалист), а также осуществляющих трудовую деятельность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.
Обоснование необходимости подготовки: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЭ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции статьи 10 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнитель: ФОМС.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 627 "О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию".
Основание - статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 5 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".
Основание - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 10 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнитель - ФОМС;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 1337 "Об утверждении Правил определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования".
Основание - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 10 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнитель - ФОМС;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 194 "Об утверждении правил подачи застрахованными лицами заявления об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса".
Основание - пункт 11 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 6 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
5) приказ Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования";
Основание - статья 49 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 10 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнитель - ФОМС;
6) приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. N 202н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям".
Основание - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции статьи 4 законопроекта), Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации;
7) приказ Минтруда России от 31 мая 2017 г. N 462н "Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию".
Основание - статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 5 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
8) приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Основание - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции статьи 10 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнитель - ФОМС;
9) приказ Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах".
Основание - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
10) приказ Минздрава России от 23 ноября 2021 г. N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации".
Основание - статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минтруд России, Фонд социального страхования Российской Федерации;
11) приказ Минтруда России от 9 сентября 2020 г. N 585н "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Основание - статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации;
12) постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 849п "Об утверждении форм заявлений об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса и об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, порядка их рассмотрения пенсионным фондом российской федерации и принятия по ним решений".
Основание - пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 6 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
13) постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 850п "Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомления и инструкций по их заполнению".
Основание - пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 6 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
14) постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 502п "Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению".
Основание - Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции статьи 2 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России.
III. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
1) приказ Минтруда России "Об определении видов деятельности, при осуществлении которых страхователи, являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, представляют в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о каждом работающем у них застрахованном лице".
Основание - статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - определение видов деятельности государственных (муниципальных) учреждений, которые будут представлять сведения о размере выплат, входящих в заработную плату (в том числе в натуральной форме) лиц, работающих по трудовым договорам в указанных учреждениях, включая размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада), доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, об условиях занятости, являющихся основанием для определения размера доплат (надбавок), а также о размерах выплат социального характера.
Срок подготовки - не позднее 4-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) постановление правления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации "Об утверждении единой формы сведений и порядка ее заполнения".
Основание - статьи 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - утверждение единой формы сведений, представляемой страхователями в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 4-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
3) постановление правления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации "Об утверждении формы "Корректировка сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-КОРР)" и порядка ее заполнения".
Основание - статья 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - утверждение формы "Корректировка сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
IV. Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации:
1) приказа Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. N 20н "Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Основание - статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) приказа Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. N 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".
Основание - статья 2.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации;
3) приказа Минтруда России от 30 апреля 2013 г. N 182н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись".
Основание - статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции статьи 8 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации;
4) приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения";
Основание - статья 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции статьи 4 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
5) постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также Порядка заполнения форм указанных сведений".
Основание - статьи 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
6) постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и порядка заполнения формы указанных сведений".
Основание - статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
7) постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)".
Основание - статьи 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
8) постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 482п "Об утверждении формы "Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя", Порядка представления реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, а также Формата представления реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, в электронной форме (формат данных)".
Основание - статьи 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта) и статья 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (в редакции статьи 9 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России;
9) постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
Основание - статьи 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.