Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 127321-8 "О внесении изменений в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Суд, являясь одной из ветвей власти, содействует реализации государственной задачи, а именно защите прав граждан и организаций. Суд - это один из гарантов демократии и справедливости, ввиду этого судебная система должна быть защищена и построена таким образом, чтобы не существовало препятствий для законного свершения правосудия.
Одним из главных условий для своевременного, качественного рассмотрения дела, а также вынесения законного и обоснованного решения является обеспечение установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.
На сегодняшний день Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) закрепил в ст. 17.3 административную ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Частью 2 данной статьи предусмотрена ответственность за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, только в виде административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.
По своей сути административное наказание применяется в качестве меры реализации ответственности за совершенное правонарушение, также в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Санкция должна учитывать результативность превентивной функции и претерпевать изменения в случае ее неэффективности.
Исходя из полученной статистики ФССП России, общее количество выявленных административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.3 КоАП РФ стабильно увеличивается, так в 2015 году - 33062, в 2016 - 37957, в 2017 - 40922, в 2018 - 44233, в 2019 - 48654.
Данная статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества совершенных административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.3 КоАП РФ. Предусмотренная санкция не стимулирует участников правоотношений к правомерному поведению, а значит, свидетельствует о ее неэффективности. Также необходимо отметить, что размеры штрафов, предусмотренные статьей 17.3, не изменялись с 2007 года, а уровень инфляции с 2007 года по 2020 год составил 158,99%.
Усиление ответственности должно быть серьезно обосновано данными, указывающими на то, что установленные санкции подлежат изменению, поскольку не обеспечивают гарантий соблюдения правил, установленных действующим законодательством.
Согласно статистике ФССП России количество административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.3 КоАП РФ, совершенных повторно одним и тем же лицом, в 2015 году составило 4068, а в 2019 году их количество увеличилось до 6870 (на 2802 или на 68,8%). За первое полугодие 2020 года количество административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.3 КоАП РФ, совершенных повторно одним и тем же лицом, от общего количества таких правонарушений, зарегистрированных в указанный период (16807), составило 1679 или 10%.
Статистика подтверждает необходимость ужесточения административной ответственности и создания квалифицирующего признака "повторное совершение административного правонарушения" для обеспечения формирования ответственного отношения к соблюдению правовых предписаний для нормального функционирования судебных органов, стабильного и своевременного рассмотрения дел.
В связи с изложенным разработанным законопроектом федерального закона предлагается ужесточение административной ответственности, а именно изменение размера штрафа в ст. 17.3 КоАП РФ в диапазоне от одной тысячи до трех тысяч рублей, а также учитывая, что факты повторного неисполнения законных распоряжений судьи и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, имеют место в значительном количестве, законопроектом предлагается также установить квалифицирующий признак за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и 2 ст. 17.3 КоАП РФ, который будет предусматривать наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вносимые изменения необходимы, так как повлекут за собой более ответственное отношение лиц, находящихся в здании суда, к установленному порядку деятельности судов, повлияют на снижение количества правонарушений, обеспечат своевременное, качественное рассмотрение дел в суде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.