Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", внесенному сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) и статью 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), определяющие, что "продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени".
Отмечаем, что определение продолжительности неполного рабочего времени, при которой будет сохраняться право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не является предметом Федерального закона N 81-ФЗ, который "устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства", и предметом Федерального закона N 255-ФЗ, который "регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В данном случае речь идет о регулировании трудовых отношений, поэтому положения, определяющие продолжительность неполного рабочего времени, должны содержаться в Трудовом Кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс), а не в указанных Федеральных законах. Именно Кодекс регулирует вопросы предоставления отпусков, включая порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком, и закрепляет особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями (глава 41). Оформление отпуска по уходу за ребенком осуществляется в соответствии с Кодексом, а не в соответствии с указанными Федеральными законами, в связи с чем правовое регулирование неполного рабочего времени при оформлении указанного отпуска должно содержаться в Кодексе. Также именно в Кодексе закреплены нормы, регулирующие вопросы неполного рабочего времени (статья 93).
Кроме того, неясно, какие критерии были взяты за основу при определении продолжительности неполного рабочего времени, при которой будет сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком: почему указанная продолжительность не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Обращаем внимание, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 4 Федерального закона N 81-ФЗ). В соответствии с нормами статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ "средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, страхователя осуществлять страховое обеспечение".
Таким образом, независимо от режима рабочего времени работника (полное или неполное рабочее время) страхователь (работодатель) осуществляет уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме, в связи с чем ставить в зависимость выплату работнику пособия по уходу за ребенком от продолжительности неполного рабочего времени для сохранения права на получение такого пособия не основано на указанных выше нормах.
Кроме того, предлагаемое ограничение продолжительности рабочего времени не учитывает, что выполнение трудовой функции может осуществляться дистанционно (удаленно).
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.