Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", внесенному сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым, Е.В. Бибиковой, О.В. Хлякиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Законопроектом предлагается установить, что продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Комитет отмечает следующее:
1. Статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что по заявлению женщины или родственников (опекунов), фактически осуществляющих уход за ребенком, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и части 2 статьи 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
При этом продолжительность неполного рабочего времени, при которой застрахованное лицо не утрачивает право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирована.
Лицу предоставлено право самостоятельно определять режим работы на условиях неполного рабочего времени. При этом на практике, определяя объем неполного рабочего времени в течение дня, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, исходит из фактических жизненных обстоятельств, согласует свои пожелания с возможностями (режимом работы, сроками выполняемых видов работ, заданий и т.д.) работодателя.
С другой стороны, то обстоятельство, что заработная плата такого работника начисляется в зависимости от фактически отработанного времени, побуждает работника определить максимально возможный для себя объем рабочего времени.
Вместе с тем, на практике региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации фактически лишают граждан данной меры социальной поддержки и возможности получать указанное пособие при установлении им работодателями неполного рабочего времени, в связи с сокращением рабочего времени на незначительный период.
Кроме того, работодателей обвиняют в умышленном злоупотреблении своими правами, признавая сокращение рабочего времени для работников несущественными для сохранения права на получения пособия, взыскивают с них денежные средства. При этом в судебных решениях нет единого мнения, как рассматривать данные споры, ввиду отсутствия в ТК РФ или ином другом нормативном правовом акте условий сокращения рабочего времени для сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом времени, необходимого для осуществления за ним должного ухода.
2. При этом неясно, какие критерии были взяты за основу при определении продолжительности неполного рабочего времени, при которой будет сохраняться право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком: почему указанная продолжительность не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
3. Срок вступления в силу вышеуказанных изменений предлагается установить с 1 июля 2022 года.
При этом предлагаемые проектом федерального закона положения будут применяться при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком со дня вступления в силу указанных изменений вне зависимости от даты предоставления лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и работающему на условиях неполного рабочего времени, указанного отпуска и установления ему неполного рабочего времени.
Исходя из данной нормы, полагаем, что лица, уже получающие ежемесячное пособие по уходу за ребенком и работающие на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого превышает пятьдесят процентов от нормальной продолжительности рабочего времени, будут лишены данного пособия.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, одновременно с внесением изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", вносятся изменения и в часть третью статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (проект федерального закона N 42001-8).
Обращаем внимание о необходимости соотнесения положений проектов в части, касающейся вступления их в силу.
4. Принятие федерального закона позволит устранить правовой пробел, связанный с неопределенностью в части продолжительности неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на указанное пособие.
Однако, по мнению Комитета, толкование проектируемой нормы подразумевает, что в случае, если продолжительность рабочего времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего в условиях неполного рабочего времени, превышает 50 процентов нормальной продолжительности его рабочего времени, такое лицо лишается права на ежемесячное на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Считаем, что введение такой нормы значительно ограничит право женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком, исходя из индивидуальных жизненных обстоятельств, выбрать наиболее благоприятный и оптимальный режим работы на условиях неполного рабочего времени, гарантированный законодательством Российской Федерации, в части реализации права на труд с достойным вознаграждением и права по уходу за ребенком.
Поддерживая в целом идею необходимости устранения пробела в правовом регулировании существующей проблемы, полагаем, что данный способ не обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В связи с этим, полагаем целесообразным изменение предложенного авторами норматива неполного рабочего времени (не более пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени) в сторону увеличения максимального предела продолжительности неполного рабочего времени при котором сохраняется право на ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
5. Реализация законопроекта не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают концепцию законопроекта.
У Правового управления Государственной Думы есть замечания по законопроекту.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" с учетом высказанных замечаний в части установления норматива неполного рабочего времени.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.