Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
о проекте федерального закона N 101309-8 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "Об обороне" (по вопросу оказания первой помощи военнослужащим в условиях военного времени) внесен депутатами Государственной Думы А.В. Картаполовым, А.Л. Красовым, Д.В. Саблиным, Ю.Н. Швыткиным, А.В. Гурулёвым, В.М. Заварзиным, Г.А. Карловым, И.И. Квиткой, Т.А. Кусайко, Е.В. Лебедевым, Д.А. Хубезовым, А.П. Петровым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев вышеуказанный проект федерального закона (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается наделить Министерство обороны Российской Федерации полномочием по установлению перечня состояний, при которых оказывается первая помощь военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны, порядка ее оказания и подготовки военнослужащих мероприятиям первой помощи.
В настоящее время в соответствии со статьей 31 Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а также примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются и утверждаются Минздравом России.
Вместе с тем, в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" вопросы оказания первой помощи военнослужащим в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны не отражены.
Комитет по обороне согласен с доводами авторов законопроекта о том, что законодательство Российской Федерации в части оказания первой помощи не учитывает особенности медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении ими задач по предназначению.
Более того, Комитет констатирует, что оказание первой помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны имеет свою специфику и особенности, цель которой заключается в том, чтобы не допустить гибели раненого (пораженного) военнослужащего путем устранения причин, угрожающих его жизни, а также предупредить развитие тяжелых осложнений.
Так, анализ оказания медицинской помощи в военных конфликтах последних десятилетий, проведённый отечественными и зарубежными исследователями, показал, что около 50% раненых, погибших на поле боя, не имели летальных ранений (травм) и могли бы быть спасены в случае своевременного оказания им первой помощи (временная остановка кровотечения, введение обезболивающих препаратов и восстановление проходимости дыхательных путей и т.д.).
Особенностями оказания первой помощи военнослужащими в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны заключается в оказании её в виде само- и взаимопомощи. При этом зачастую военнослужащие находятся на значительном расстоянии от мест эвакуации (лечебных военно-медицинских организаций), что увеличивает сроки прибытия медицинских работников и сроки доставки пострадавших до медицинских организаций; оказание первой помощи часто проводится в условиях массового поступления раненых и пострадавших.
В настоящее время основными причинами, снижающими полноту и качество оказания первой помощи военнослужащим в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны, являются:
отсутствие регламентирующих документов оказания первой помощи военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны (это же относится и к военнослужащим иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба);
несовершенство системы подготовки к оказанию первой помощи и, как следствие, неготовность участников её оказания к выполнению мероприятий по временному поддержанию жизненно важных функций пострадавших;
недостаточная обеспеченность участников оказания первой помощи современными средствами для её оказания (современными аптечками, укладками, наборами, комплектами и другими индивидуальными средствами оказания первой помощи).
При этом в Вооружённых Силах Российской Федерации накоплен огромный опыт использования комплектно-табельного оснащения и индивидуальных средств медицинской защиты, а также подготовки личного состава по вопросам оказания первой помощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск (сил). На основании данного опыта в интересах Минобороны России предприятиями промышленности осуществляются работы по совершенствованию существующих средств оказания первой помощи и разработке новых образцов.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие устранит законодательные пробелы в части оказания первой помощи военнослужащим Вооруженных Силах Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении ими задач по предназначению.
Вместе с тем соглашаясь с доводами авторов законопроекта, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает необходимость доработки указанного законопроекта в части внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", так как в настоящее время в соответствии с указанным Федеральным законом перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации).
Имеющиеся по законопроекту замечания, по нашему мнению, не носят концептуального характера и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (комитет-соисполнитель) поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 101309-8 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "Об обороне" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.