Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130154-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях поддержки строительной отрасли в условиях внешнего санкционного давления, уменьшения сроков строительства объектов федерального, регионального и местного значения, оптимизации сроков переселения граждан в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - программа реновации).
В настоящее время в городе Москве успешно реализуется программа реновации, в стадии переселения находятся 269 многоквартирных домов, 188 жилых домов уже расселены. Вместе с тем, как показала практика, срок прохождения всех процедур переселения граждан, предусмотренных в рамках реализации программы реновации, составляет около одного года, что не соответствует интересам подавляющего большинства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации.
Необходимо отметить, что многоквартирные дома включались в программу реновации исключительно на основании волеизъявления собственников жилых помещений, которые заинтересованы в более быстром получении новых квартир современной планировки, с улучшенной отделкой и большей общей площадью, чем их старые жилые помещения.
При этом задержки на начальном этапе переселения граждан в рамках реализации программы реновации создают дополнительные временные потери для жителей остальных многоквартирных домов, включенных в программу реновации, поскольку затрудняют осуществление так называемого "волнового строительства" (возведения новых многоквартирных домов на месте расселенных).
Согласно части тринадцатой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение в рамках реализации программы реновации, не был заключен в течение 90 дней со дня получения собственником жилого помещения проекта такого договора, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы вправе требовать его заключения в судебном порядке.
Вместе с тем большинство собственников жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, заключают указанный договор в сроки, не превышающие 30 дней. Граждане, которые выражают несогласие с предлагаемым проектом договора о предоставлении равнозначного жилого помещения, как правило, также принимают указанное решение в эти сроки.
При этом обращение в суд для объективного и независимого рассмотрения вопроса переселения невозможно еще на протяжении 60 дней, что увеличивает итоговые сроки расселения многоквартирных домов и последующего "волнового строительства".
Законопроектом предлагается сократить срок заключения указанного договора с 90 до 30 дней, что позволит значительно ускорить реализацию переселения граждан по программе реновации и предоставление им новых комфортных квартир и тем самым будет способствовать расселению ветхого жилья в городе Москве и успешной реализации программы реновации.
Кроме того, сокращение сроков переселения граждан позволит существенно ускорить общие темпы строительства новых многоквартирных домов на месте расселенного ветхого жилья, увеличить общие объемы вводимых площадей жилых помещений и поддержать организации строительной отрасли, которые на конец 2021 года совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства производили порядка 11 процентов ВВП Российской Федерации, обеспечивали около 12 процентов налогов от общего объема налоговых поступлений и гарантировали рабочие места для 8,5 млн. человек. Таким образом, принятие данного изменения будет способствовать обеспечению экономической стабильности в условиях недружественных действий и санкционного давления иностранных государств по отношению к Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внести корреспондирующее изменение в часть третью статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации, сократив с 30 до 20 дней срок, в рамках которого собственник освобождаемого жилого помещения вправе представить в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заявление о выплате возмещения в денежной форме за освобождаемое жилое помещение либо о предоставлении в собственность равноценного жилого помещения вместо предоставления равнозначного жилого помещения.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с шести до десяти лет увеличив срок действия проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что в настоящее время частью 22 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается внесение в упрощенном порядке изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на десять процентов площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов.
Однако часть 12.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, позволяющих продлить "срок действия" проекта планировки территории в целях принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд путем внесения изменений в такой проект планировки территории (соответствующий срок отсчитывается от момента утверждения первоначальной редакции проекта планировки территории, а не с момента внесения в него изменений). Таким образом, вместо внесения точечных изменений в ранее утвержденный проект планировки территории в упрощенном порядке требуется разработка нового проекта планировки территории, что, в свою очередь, может привести к излишнему расходованию бюджетных средств и увеличению общих сроков размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Кроме того, с учетом значительных объемов строительства, предусмотренных программой реновации (запланировано расселение 5181 многоквартирного дома), и длительности ее действия (до 2032 года) продление сроков действия проектов планировки территории, разработанных и утвержденных в целях реализации программы реновации, послужит дополнительной гарантией для жителей многоквартирных домов, ожидающих расселения, позволит избежать временных издержек, связанных с необходимостью заново утверждать проекты планировки территории.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его реализация в случае принятия не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.