Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130443-8 "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях проведения на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления (далее - эксперимент) и осуществления оценки его эффективности.
При этом под икрой лососевых видов рыб (красная икра) непромышленного изготовления понимается икра лососевых видов рыб (красная икра) без заводской упаковки, содержащей маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и указание наименования и места нахождения изготовителя или фамилии, имени, отчества и места нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименования и места нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименования и места нахождения импортера.
Эксперимент планируется провести в период с момента вступления настоящего Закона в силу до 1 августа 2025 г. посредством установления запрета на перемещение всеми физическими лицами с территории Камчатского края воздушным транспортом в багаже, а также в ручной клади икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления свыше 10 килограммов на одно физическое лицо.
Лососевая икра является деликатесом и продуктом особого спроса, формирование цены на нее происходит в соответствии с принципами рыночной экономики. На уровень цен существенное влияние оказывают спрос и объемы добычи лососей в основных местах лова. Падение уловов лососей в субъектах Дальневосточного федерального округа, за исключением Камчатки, оказывает существенное влияние на вопросы ценообразования.
Камчатский край является лидирующим регионом Дальнего Востока Российской Федерации по добыче (вылову) тихоокеанских лососей и производству рыбной продукции, в том числе икры лососевой. На сегодняшний день незаконный оборот водных биологических ресурсов остается одной из наиболее актуальных проблем в рыбохозяйственной отрасли Камчатского края. Несмотря на проведение на территории региона комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений в сфере рыболовства, данный вопрос нуждается в принятии дополнительных мер.
Также остается актуальной проблема массового вывоза икры лососевой гражданами с территории Камчатского края в центральную часть России воздушным транспортом. Отсутствие правовых норм, регламентирующих перевозку икры лососевой авиационным транспортом в личном багаже и (или) в ручной клади физических лиц, создает условия для формирования канала транспортировки браконьерской лососевой икры в промышленных масштабах.
По информации Губернатора Камчатского края В.В. Солодова, икорная продукция производится в кустарных условиях из браконьерского сырья (водных биологических ресурсов), не проходит установленных законодательством Российской Федерации проверок и экспертиз, способных подтвердить качество и безопасность указанной продукции. В связи с этим дальнейшее использование такой продукции несет риски для жизни и здоровья граждан. При этом Губернатором приводятся данные о том, что среднегодовой объем транспортируемой авиасообщением икры достигает порядка 2000 тонн.
По информации Россельхознадзора, ежегодный объем перевозимой в личном багаже пассажиров икры превышает 500 тонн. Для производства столь значительного объема икры браконьерами ежегодно уничтожается более 15 тысяч тонн сырца лососей. По минимальным оценкам, исходя из установленных такс ежегодный ущерб Российской Федерации составляет более 15 млрд. рублей.
Как правило, данная продукция производится в кустарных условиях из браконьерского сырья, не проходит установленных российским законодательством проверок, подтверждающих ее качество и безопасность, в связи с чем ее дальнейшее коммерческое использование несет риски нанесения ущерба жизни и здоровью широкого круга граждан.
В ходе лососевой путины 2021 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто 539 тыс. тонн лососей, из которых в Камчатском крае добыто 440,5 тыс. тонн.
По оперативным данным Росстата, производство икры лососевых рыб за январь-октябрь 2021 года составило 21,8 тыс. тонн, что на 11,1 тыс. тонн, или в 2 раза, больше аналогичного уровня 2020 года.
Так, в ходе реализации мероприятия федерального значения "Осетр" в 2021 году было выявлено и пресечено 1031 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 181 нарушение с признаками уголовных деяний. У нарушителей было изъято 4480 единиц орудий лова и 2,25 тонны водных биологических ресурсов осетровых видов.
В рамках реализации указанного мероприятия Росрыболовством проведено:
- 248 мероприятий в результате которых выявлено 140 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- 67 мероприятий на маршрутах транспортировки и местах хранения и реализации водных биологических ресурсов, в результате которых выявлено 37 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Также Росрыболовством в ходе реализации мероприятия федерального значения "Тихоокеанский лосось" выявлено и пресечено 6252 нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 301 нарушение с признаками уголовных деяний. У нарушителей было изъято 4518 единиц орудий лова и 31,2 тонн водных биоресурсов лососевых видов.
В рамках реализации указанного мероприятия Росрыболовством проведено:
- 2074 мероприятий в результате которых выявлено 321 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- 169 мероприятий на маршрутах транспортировки и местах хранения и реализации водных биологических ресурсов, в результате которых выявлено 57 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Так в период 2018 - 2020 годов было изъято из незаконного оборота 23,7, 9,3 и 2,1 тонн икры лососевых видов рыб соответственно.
За истекший период текущего года по итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий на водных объектах рыбохозяйственного значения территориальными управлениями Росрыболовства было изъято 4550 кг икры лососевых видов рыб. В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биологических ресурсов и продукции из них, территориальными управлениями Росрыболовства Дальневосточного федерального округа было изъято 3270 кг красной икры.
Объемы перевозимой красной икры свидетельствуют об использовании "воздушного коридора" для перевозки крупных объемов икры, в том числе добытых (выловленных) незаконным путем. Неконтролируемый оборот крупных партий красной икры ценных пород рыб ведет к устойчивому функционированию "теневых" каналов сбыта данной рыбной продукции, а также благоприятствованию незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов и их нелегальному обороту на территории Российской Федерации.
Перекрытие основного канала перевозки красной икры - пассажирского воздушного транспорта - позволит снизить объемы незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, избежать подрыва популяций тихоокеанских лососей, а также обеспечить снижение рисков потребления населением рыбной продукции, не безопасной для жизни и здоровья. Указанное будет являться итогом проводимого эксперимента.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Законопроекта признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также не приведет к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.