Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 131312-8 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - Законопроект) подготовлен в рамках мер по повышению устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Законопроект предусматривает исключение необходимости организации и проведения обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями) объекта государственной экологической экспертизы, материалов оценки воздействия объекта государственной экологической экспертизы, а также предоставления материалов таких обсуждений в составе материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе в случае проведения:
государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проекта рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
повторной государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, после доработки такой проектной документации по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы.
Отношения, связанные с рекультивацией земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления накопленного вреда окружающей среде, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 (далее - Правила).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 Правил.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Мероприятия по рекультивации земель должны предусматривать работы, создающие необходимые условия для предотвращения деградации земель, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию.
В целях оптимизации сроков подготовки проектов работ по рекультивации земель, их согласования, а также обеспечения возможности скорейшего начала работ по рекультивации и, как следствие, исключения негативного влияния нарушенных земельных участков на окружающую среду, а также здоровье граждан, законопроектом предлагается исключить необходимость проведения общественных обсуждений по проектам работ по рекультивации земель.
При этом законопроектом предлагается ввести ограничения на проведение общественных обсуждений только в отношении проектов работ по рекультивации земель, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации.
Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, будет проходить общественные обсуждения в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами и представляться на государственную экологическую экспертизу в установленном порядке.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Таким образом, доработка проекта по итогам отрицательного заключения экологической экспертизы позволит повысить его экологическую обоснованность и привести содержащиеся в проекте технические решения в соответствие с природоохранными требованиями.
Принятие Законопроекта позволит сократить более чем на месяц сроки проектирования и реализации соответствующих проектов.
Законопроект будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации, в том числе государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - законопроект) потребует внесения изменения в следующие нормативные правовые акты:
1) приказ Минприроды России от 1 декабря 2020 г. N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" в части корректировки положений об особенностях подготовки материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении объектов государственной экологической экспертизы, указанных в законопроекте.
Основание: законопроект.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.