Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131376-8 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на обеспечение реализации основополагающих прав и обязанностей собственников жилых помещений.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и установленными пределами использования.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или в пользование принадлежащее ему жилое помещение иным лицам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК.
При этом собственник жилого помещения несет бремя содержания своего жилого помещения, а если данное помещение является квартирой, то и общего имущества в соответствующем многоквартирном доме.
При реализации собственником перечисленных прав и обязанностей крайне необходимо наличие официальной информации о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в его жилом помещении, а также сведений, позволяющих идентифицировать данных лиц.
Источником такой информации могла бы служить адресно-справочная информация, а также информация из государственной информационной системы миграционного учета, т.е. сведения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, формируемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) и Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 5242-1 МВД России ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России (базу данных) и на ее основе организует адресно-справочную работу.
Вместе с тем в силу части 14 статьи 3 Закона N 5242-1 территориальные органы внутренних дел предоставляют адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам только при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.
На основании статьи 10 Федерального закона N 109-ФЗ органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства формируют государственную информационную систему миграционного учета.
В силу положений статей 6, 10, 12 Федерального закона N 109-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета" предоставление сведений из государственной информационной системы миграционного учета осуществляется по запросам органов и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, а также по запросам иностранных граждан и лиц без гражданства в порядке реализации ими права на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета.
Таким образом, действующими нормами законодательства право собственника жилого помещения на получение в органе регистрационного учета информации о регистрации в его собственном помещении иных лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, ограничено необходимостью получения их согласия. В отношении же иностранных граждан и лиц без гражданства выдача такой информации органами учета не предусмотрена вовсе.
При этом информация о зарегистрированных в жилом помещении лицах является важным условием совершения законных сделок с таким помещением, служит доказательством добросовестности его продавца (наймодателя, арендодателя) и позволяет оценить правовые последствия совершения сделки в части возможности беспрепятственной реализации вновь возникающих прав у нового собственника (у арендатора, нанимателя).
Особые сложности возникают при наследовании жилого помещения. Новый собственник зачастую не обладает объективной картиной о зарегистрированных в жилом помещении лицах, имеющих право им пользоваться, и несет существенные риски, совершая юридически значимые действия в отношении своего имущества.
При этом лица, ранее зарегистрированные в жилом помещении по месту жительства и временно не проживающие в нем, могут в последующем предъявить права на вселение и проживание в жилом помещении.
Кроме того, исходя из положений статьи 20 ГК, пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, а также пунктов 44, 50 Административного регламента по предоставлению Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, указанные лица имеют возможность без ведома и без согласия собственника жилого помещения регистрировать по месту жительства в данном жилом помещении своих несовершеннолетних детей.
Такая ситуация несет риск возникновения конфликтов на бытовой почве, может создавать предпосылки для нарушения прав несовершеннолетних, а также собственников жилых помещений, которые при возникновении таких ситуаций будут вынуждены выселять указанных лиц в судебном порядке. При этом судебная практика складывается таким образом, что собственнику необходимо будет доказать отсутствие родственных связей с несовершеннолетним, отсутствие обязанности осуществлять его содержание и т.д. Это, безусловно, влечет существенные временные и материальные затраты, порождает неоправданные психологические стрессы.
По вышеуказанным причинам на практике участились случаи, когда покупатели жилых помещений требуют от продавцов официальных доказательств факта отсутствия в реализуемых ими жилых помещениях лиц, зарегистрированных по месту жительства и пребывания, вплоть до нотариального удостоверения. Поиск путей удовлетворения таких требований дополнительно затягивает решение вопроса о заключении договора, влечет взаимное недовольство сторон.
В случае перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследования легальные способы получить достоверную информацию о зарегистрированных в жилом помещении лицах фактически отсутствуют.
При таких условиях стимулируется развитие теневого бизнеса по незаконному предоставлению адресно-справочной информации.
Отсутствие официальных сведений о зарегистрированных в жилом помещении лицах также затрудняет решение жилищно-коммунальных вопросов.
В силу положений статей 153 и 154 ЖК собственник обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, расчет размера которой в ряде случаев зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении.
Так, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из количества человек, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В случае отсутствия индивидуальных приборов учета отдельных видов коммунальных услуг расчет размера платы производится исходя из нормативов потребления, а также количества проживающих в жилом помещении лиц (плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, а также за электрическую энергию и газ).
Таким образом, информация о количестве проживающих в жилом помещении лиц необходима для корректного определения размера платы за большинство коммунальных услуг, однако на практике она чаще всего зависит от слов собственника. При этом если данная информация указана неверно, то собственник несет дополнительные издержки для опровержения такой информации.
Кроме того, достоверная адресно-справочная информация необходима при расселении аварийных и подлежащих сносу жилых помещений (для определения права на предоставляемую жилплощадь), постановке органами местного самоуправления граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформлении ипотечных кредитов в банковских организациях и т.д.
В целях решения изложенных проблем настоящим законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" соответствующие изменения, а именно:
1) установить право собственника жилого помещения на получение информации о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, а также информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, зарегистрированных по месту жительства, поставленных на учет по месту пребывания в его жилом помещении, без согласия лиц, в отношении которых запрашивается указанная информация;
2) установить, что объем предоставляемой собственнику жилого помещения информации включает в себя сведения, позволяющие идентифицировать данных лиц (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), а в отношении иностранных граждан - также гражданство, дата и сроки регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания).
Предполагается, что указанные сведения будут предоставляться собственникам жилых помещений бесплатно.
Внесение изменений, предусмотренных настоящим законопроектом, потребует корреспондирующих изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. С целью обеспечения необходимой корректировки данных подзаконных нормативных правовых актов предлагается установить отложенный срок вступления в силу новых норм - 1 января 2023 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законодательных актов.
При этом принятие федерального закона потребует внесения изменений в следующие подзаконные акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";
3) приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 декабря 2020 года N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг";
4) приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2021 года N 680 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.