Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131315-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законопроект, Закон) направлен на создание возможности выпуска акционерными обществами, обладающими статусом международной компании, разных типов акций с разным объемом прав. При этом предполагается, что в отношении акционерных обществ, обладающих статусом международной компании (перешедших под юрисдикцию Российской Федерации в порядке редомициляции) и изначально созданных в соответствии с нормами иностранного права, сохранится возможность гибких форм участия в уставном капитале в целях обеспечения интересов различных групп акционеров.
Международные компании в российском праве появились в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" (далее - Федеральный закон). Международная компания представляет собой хозяйственное общество (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), которому присвоен статус "международной компании", дающий ей определенные правовые и налоговые преимущества по сравнению с другими хозяйственными обществами в целях привлечения инвестиций в отечественную экономику.
Международные компании могут быть зарегистрированы в Российской Федерации только на территории специальных административных районов (в Калининградской области и в Приморском крае), чей правовой статус определяется Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края". Одновременно с предоставлением преимуществ, налоговых и иных льгот на международную компанию возлагается ряд дополнительных обязательств, в первую очередь связанных с необходимостью осуществления инвестиций на территории России. Предоставляемые льготы и правовые преимущества призваны прежде всего обеспечить приток иностранных инвестиций.
Учитывая, что российское право по многим вопросам корпоративного статуса является менее гибким, чем иностранное право, а кроме того, возврат в российскую юрисдикцию в полном объеме повлечет существенное видоизменение уже сложившихся по иностранному праву корпоративных отношений, которое может негативно отразиться на деятельности международных компаний, для них сохраняется возможность пользоваться элементами корпоративного статуса иностранных правопорядков, которым подчинялись иностранные юридические лица до редомициляции в российскую юрисдикцию.
Особенностями корпоративного статуса иностранных юрисдикций в том числе являются возможность гибких форм участия в уставном капитале и выпуск разных типов акций с разным объемом корпоративных прав, что в недостаточной степени обеспечивается действующим законодательством. Законопроект направлен на устранение указанной проблемы и допускает соответствующие правовые режимы акций для международных компаний.
Так, в иностранных юрисдикциях (например, Кипр и Великобритания) механизмом, допускающим гибкие формы участия в уставном капитале, является институт обыкновенных акций различных типов.
Анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики показал, что в настоящее время акционерные общества не могут выпускать обыкновенные акции с разными типами и правами.
В целях создания для международных компаний удобных условий для ведения бизнеса законопроектом предусматривается право международных компаний выпускать акции с разными типами и правами по российскому праву (фактически в настоящее время международные компании могут иметь акции с разными правами, но только по иностранному праву, так как в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях и международных фондах" допускается применение иностранного корпоративного права в отношении международных компаний).
Законопроектом вводится правовой инструмент для выпуска обыкновенных акций разных типов с разным объемом прав и голосов, который является востребованным крупными компаниями, потенциальными участниками специальных административных районов, в связи с чем специально оговаривается, что отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации к международным компаниям не применяются.
Законопроектом устанавливается, что многоголосые акции являются конвертируемыми и при их отчуждении любым способом третьему лицу международная компания обязана осуществить конвертацию каждой акции, предоставляющей более одного голоса, в акцию иной категории (типа), предоставляющую один голос. Законопроектом допускается выпуск многоголосых акций только международными компаниями, являющимися непубличными акционерными обществами. Международные компании, являющиеся публичными акционерными обществами, не могут выпускать многоголосые акции.
Законопроектом устанавливается обязанность международных компаний представлять для ознакомления положения их устава в части правового режима размещаемых акций всем заинтересованным лицам.
Также законопроектом предусматриваются определенные механизмы, направленные на защиту интересов акционеров международной компании, выпускающей акции с разным объемом прав:
возможность установления в уставе международной компании особенностей голосования акциями разных типов и подсчета голосов при разном объеме прав по акциям;
возможность установления в уставе требования о необходимости согласия акционеров - владельцев обыкновенных или привилегированных акций определенного типа с принимаемыми по определенным вопросам решениями.
Кроме того, в целях защиты прав миноритарных акционеров международной компании законопроектом закрепляется особый механизм корпоративной защиты, применимый в специально оговоренных законопроектом случаях (например, право требовать выкупа акций).
Такое право предоставляется акционерам международной компании, голосовавшим против или не принимавшим участия в голосовании при принятии существенных корпоративных решений по следующим вопросам:
внесение изменений и (или) дополнений в устав международной компании, если такие изменения и (или) дополнения ограничивают их права;
реорганизация международной компании;
прекращение публичного статуса международной компании;
делистинг акций международной компании и (или) эмиссионных ценных бумаг международной компании, конвертируемых в ее акции.
Вместе с тем вопрос принятия общим собранием акционеров международной компании решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату (в том числе одновременно являющейся сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность), который согласно абзацу второму пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) подпадает под основания возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, не включен в предлагаемый перечень случаев, исходя из следующего.
Предусматриваемый законопроектом механизм защиты миноритарных акционеров международных компаний (право требовать выкупа акций) не предполагает аналогии со статьями 75 и 76 Закона об АО, учитывая неприменение их положений к международным компаниям, при этом предлагаемое регулирование обусловлено существенностью корпоративных решений, в результате принятия которых возможно применение механизма защиты миноритарных акционеров международных компаний.
Кроме того, с учетом возрастающего санкционного давления со стороны иностранных государств и международных объединений, в целях оперативного реагирования на запросы бизнес-сообщества по переезду иностранных юридических лиц в российскую юрисдикцию законопроектом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право по изменению даты, не позднее которой должно быть зарегистрировано иностранное юридическое лицо, претендующее на получение статуса международной компании (пункт 1 части 3 статьи 2 Федерального закона).
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в том числе внесены изменения в часть 3 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления срока приведения уставов международных компаний в соответствие с законодательством Российской Федерации до 1 января 2039 года, исходя из которых положения законопроекта в части сроков синхронизированы.
Законопроект устанавливает особый порядок вступления в силу его положений, отличный от общего порядка, предусматривая срок его вступления в силу через месяц после дня его официального опубликования. Установление особого порядка вступления в силу положений законопроекта обусловлена фактическим внедрением нового института в российское законодательство и необходимостью ознакомления участников правоотношений с изменениями, вносимыми Федеральным законом.
Принятие Федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются в расширении круга участников специальных административных районов - международных компаний, и предоставлении им наиболее гибких форм участия в уставном капитале.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.